вторник, 19 мая 2015 г.

Ридер. Новая профессия для любителей чтения

Источник
Новая профессия для любителей чтения
15 мая 2015, Газета «Речь»
Теперь рукописи начинающих авторов будут отсматривать не редакторы, а ридеры
Череповецкий писатель Олег Волков, чей первый роман, «Бунт на Свалке», был опубликован в конце апреля, победил во всероссийском конкурсе официальных ридеров издательства «Астрель-СПб».
Конкурс проходил в несколько этапов начиная с октября прошлого года.
Ридер — тот, кто читает авторский текст литературного произведения перед его передачей для публикации и может рекомендовать к изданию. Как череповчанин пришел к мысли попробовать себя на этом поприще?
Писать Олег Волков начал в армии — на пару со своим сослуживцем Александром Воробьевым, который впоследствии издал три романа.
— Я моделировал сюжет, он писал текст, — вспоминает Олег Волков. — Но после армии мы разъехались в разные города, и мне пришлось научиться писать самому.
Путь к публикации был долог и тернист — чаще всего на высланную рукопись издательства не отвечали вовсе, реже приходил официальный отказ. А пять лет назад Волков отправил рукопись в «Лениздат» и даже получил подписанный договор, однако издательство прекратило свое существование, и автору ничего не оставалось, как «ритуально сжечь договор».
— Изначально у меня была идея только на одну книгу, а потом, когда начал прорабатывать сюжет, вышла трилогия, — продолжает череповчанин. — Вторая книга уже написана, я хотел приступать к третьей, но потом бросил. Подумал, что если первая не будет издана, то у третьей тем более не будет никаких шансов.
По словам Волкова, когда он начинал писать, то не думал ни о тиражах, ни о публикации, но этот период рано или поздно должен был закончиться:
— Кто-то вообще бросает, кто-то пишет дальше. Мне захотелось получить в ответ что-то реальное, пусть хотя бы ящик пива купить на гонорар. Ведь написать роман — это все равно что выкопать котлован под дом лопатой. Сложного ничего нет, но объем работы огромный. Поэтому стал искать запасные варианты — создал свой сайт, начал писать статьи по литературному творчеству, а потом увидел объявление издательства «Астрель-СПб» о наборе ридеров. Условия конкурса не запрещали присылать собственную рукопись, а это был неплохой шанс издать мой роман.
Бета-ридерством Олег Волков занимается уже давно — так, за последнюю прочитанную книгу в 18 авторских листов (авторский лист — 40 тыс. знаков) он получил гонорар в 900 рублей, — поэтому отправил заявку без раздумий. К ней приложил пять рукописей, размещенных в Интернете.
— В правилах конкурса было написано, что предпочтение отдается тому, кто окончил курсы писательского мастерства издательства либо у кого есть изданные книги, — отмечает Волков.
— Ни под один из пунктов я не подпадал, но неожиданно вышел во второй тур. Отправил еще четыре рукописи, причем две из них получил после того, как разместил в «Живом журнале» объявление о поиске авторов, а одну — от издающегося автора. В конце концов мне пришел ответ, что я стал официальным бета-ридером. Однако в последний момент я решил отказаться от этого проекта.
Свое решение череповчанин объясняет личным знакомством с главным редактором издательства «Ленинград» (бывший «Лениздат») Александром Сидоровичем, состоявшимся в прошлом году:
— Он сказал, чтобы я прислал свою рукопись еще раз. В итоге получил договор с теми же подписями, что и на первом. И я решил, что лучше буду продолжать писать собственные книги, чем читать чужие рукописи.
На решение повлияло и то, что в ходе вебинара, проведенного главным редактором издательства «Астрель-СПб» Александром Прокоповичем, озвучили основные функции ридера. По словам Олега Волкова, получалось так, что издательству, по сути, нужны не ридеры, а литературные агенты, которые бы не только присылали хорошие, неграфоманские рукописи неизданных авторов, но и защищали бы эти произведения, а также связывались с авторами, чтобы узнать, есть ли продолжение. За каждую изданную книгу ридеру полагалось вознаграждение от издательства — три тысячи рублей, что, по мнению Олега Волкова, несопоставимо с затратами времени и сил.
— К тому же Прокопович ясно дал понять, какие романы ему нужны — действие в которых происходит в России, лучше в Москве. Я пишу о вымышленных мирах, и, чтобы мою книгу издали в «Астрели», я должен перенести место действия из выдуманного мира в нашу реальность. Но я ведь пишу не просто книги, а создаю проекты.
Так, в планах у Олега Волкова создать межавторский проект на основе его выдуманных миров:
— Самый известный из таких проектов — «Сталкер», когда на основе одного мира, придуманного в данном случае Аркадием и Борисом Стругацкими (роман «Пикник на обочине»), пишут несколько авторов. Мне бы хотелось, чтобы была единая хронология и книги не противоречили друг другу. Теперь, после того как у меня опубликована книга, я надеюсь, мне удастся привлечь авторов.
Кто-то вообще бросает, кто-то пишет дальше. Мне захотелось получить в ответ что-то реальное, пусть хотя бы ящик пива купить на гонорар.
В планах создать межавторский проект на основе моих миров. Мне бы хотелось, чтобы была единая хронология и книги не противоречили друг другу.
Марина Белая

Комментариев нет: