Рецензия на
рассказ Юрия Казакова «Вон бежит собака!» (1961)
Три дня счастья
механика Крымова
Очевидно,
счастливый чувствует себя
хорошо только потому,
что несчастные несут своё бремя молча,
и без этого молчания счастье было
бы невозможно.
Антон Чехов
Крымов, герой рассказа, 7 (семь) раз
повторяет фразу: «Вон бежит собака!». Зачем? Чтобы чувствовать себя
счастливым и одиноким, чтобы не думать (в этот момент) о другом человеке. Автор
сопровождает эту фразу такими словами: «машинально, не думая ни о чём,
бессмысленно, нараспев, как заклинание, ликующе». Вот именно, как заклинание,
то есть настойчивое заверение в чём-либо (толковый словарь).
Счастье/горе,
понимание/непонимание, долгожданное
одиночество/ненужное одиночество, мужское/женское – вот основные мотивы
рассказа Юрия Казакова (1927-1982). Последний мотив, мне кажется, едва
заметен.
Повествование
ведётся от 3 лица. Попробую выделить сюжетные элементы. Экспозиция:
междугородный автобус из Москвы едет по шоссе, люди в салоне возятся и
засыпают. Завязка: не спят в салоне Крымов и его соседка. Развитие
действия: разговоры ни о чём, курение,
собака, расставание. Кульминация 1: три дня счастья. Кульминация 2 и развязка:
«Ну и сволочь же я…». Думаю, что в этом
сюжете две кульминации, поскольку два острых момента наибольшего напряжения.
Герои
рассказа. Их четыре. Интересно, ведь
4 и 7 – магические числа. Московский
механик Крымов, который мечтает о
рыбалке и одиночестве, лишён портрета. Водитель автобуса. «Он был чудовищно
толст, волосат, весь расстегнут
- сквозь одежду
мощно, яростно выпирало его тело,- и только
головка была мала, гладко
причесана на прямой пробор и глянцевита, так что даже поблескивала в
темноте. Могучие шерстистые руки его,
обнаженные по локоть, спокойно лежали на
баранке, да и весь
он был спокоен, точно Будда, как
будто знал нечто
возвышающее его над
всеми пассажирами, над дорогой и над пространством». Соседка. «Она была
красивая и напоминала киноактрису». Шаблонное описание внешности женщины. Собака.
«Она была мокра от росы, шерсть на брюхе и на
лапах у нее курчавилась, а капли росы на морде и усах бруснично блестели
от заалевшего уже востока». Водитель и собака шерстисты, у них самые объёмные
портреты.
Хронотоп
текста наталкивает меня на мысль о народной волшебной сказке. Два мира, мир
автобуса и мир палатки, противопоставляются (как мир живых и мёртвых в
волшебной сказке). Образ палатки у реки
связан с мотивами счастья, вожделенного одиночества (для Крымова). Образ салона
автобуса – ненужное общение, ненужное понимание другого человека (опять для
Крымова). Поневоле вспоминается сартровское: «Ад – это другие». В волшебных сказках
есть граница между мирами. У Казакова такой границей стала обочина, где
остановился автобус, где Крымов в очередной раз не услышал свою соседку, где
заклинал своё счастье бессмысленными словами: «Вон бежит собака». Зато в финале
на этой же самой обочине герой вспомнил всё...
Время
|
Пространство
|
Вечер
субботы
|
Шоссе,
салон автобуса
|
Ночь
на воскресенье
|
Шоссе,
салон автобуса
|
Утро
воскресенья
|
Обочина
|
Воскресенье
|
Берег
реки, палатка
|
Понедельник
|
Берег
реки, палатка
|
Вторник
|
Берег
реки, палатка
|
Вечер
вторника
|
Шоссе
|
«Крымов был счастлив!» - три ключевых слова.
Да, это рассказ о трёх днях счастья Крымова. А вот глагол «был»…
«Надо,
чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с
молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он
ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда -
болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не
видит и не слышит других», - эти слова Чехова из «Крыжовника» вспомнила,
прочитав рассказ советского писателя.
Источники
2.Владимир
Холкин «В дожде непонимания. Эрнест Хемингуэй и Юрий Казаков: «Кошка под
дождем» и «Вон бежит собака!» http://magazines.russ.ru/zvezda/2013/2/h22.html
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий