пятница, 5 июня 2015 г.

Мои эссе: "Роман с кокаином". «Комок горьких невыплаканных слёз»

Отзыв о «Романе с кокаином» (1934) М.Агеева

«Комок горьких невыплаканных слёз»

Верь мне: ты молод, вся жизнь твоя впереди, 
и ты-то еще будешь счастлив. Прощай же. 

Ах, это вы, - сказал он с ленивым отвращением, 
- а я-то уж думал и впрямь человек пришел.
М.Агеев
     Что задело? В последней части романа есть два сна Вадима: первый - об убийстве матери, другой - о самоубийстве несчастной мамы. Не надо быть психоаналитиком, чтобы понять смысл сновидений. Один момент показался мне очень остроумным и печальным. Следующая глава (после ужасных снов) начинается со слов: «Через час я уже поднимался по лестнице и как только увидел знакомую и милую дверь, так тотчас почувствовал радостный трепет». Я была уверена, что Вадим идёт к матери, а он, оказывается, отправился к наркоторговцу Хирге. Этот момент почему-то сильно задел меня.
     Как родилась книга? В 1934 году произведение появилось в парижских журналах и еженедельниках. В 1936 году роман вышел во Франции в формате книги. В 1989 году опубликован в СССР в журнале «Даугава».
     Кто такой М.Агеев? М.Агеев – псевдоним. Авторство приписывали, например, Владимиру Набокову (см. статью Н.Струве «Роман-загадка»). В конце 20 века установили документально, что написал книгу Марк Ла́заревич Ле́ви (1898-1973).
     Как строится роман? Повествование ведётся от 1 лица, от лица Вадима Масленникова. Композиция текста фигуристая, сбалансированная. Роман состоит из 4 частей с эпилогом. Часть 1 «Гимназия» содержит 9 глав, в части 2 «Соня» тоже 9 главок (до кокаина). 6 глав в части 3 «Кокаин», столько же в части 4 «Мысли» (с кокаином). Слова «Буркевиц отказал» - последняя запись, сделанная Вадимом Масленниковым перед смертью.
      Кто такой Вадим Масленников? Достоевского читали? Тогда встречали такой тип человека в романах великого писателя 19 века. Гимназист (часть 1), студент и влюблённый (часть 2), кокаинист (часть 3), наркоман-теоретик (часть 4). Развращённый, эгоистичный, закомплексованный, рефлектирующий, умный, добрый/злой, сострадающий/издевающийся…
     Конспект
Часть 1 «Гимназия»
Глава 1. Вадим учится в гимназии, 15 лет, начало октября. Ужасно стыдится своей старой матери, оскорбляет её и одновременно жалеет. «Скрюченная ручка, гадкая старость, старенькая головка, старая старуха, седые волосики, у меня болит за неё сердце».
Глава 2. Венерическое заболевание, серебряные пятачки одноразовой Зиночки. «В эти-то дни и совершил я этот ужасный проступок, следствием которого была искалеченная человеческая жизнь, а, может быть, даже и смерть».
Глава 3. «Головка класса»: Штейн, Егоров (Яг), я. Другие соученики: Айзенберг, Такаджиев.
Глава 4. История Буркевица.
Глава 5. Борьба между Буркевицем, Штейном и Айзенбергом. «Чувствовали непреодолимо и остро, как бродит и прет в нем страшная русская сила, которой нет ни препон, ни застав, ни заград, сила одинокая, угрюмая и стальная» (о Буркевице).
Глава 6. «Если бы сопля меня не сделала человеком, то заместо человека я сделался бы соплей». Буркевиц – лучший ученик. «Антисемитизм вовсе и не страшен, а только противен, жалок и глуп: противен, потому что направлен против крови, а не против личности, жалок потому, что завистлив», - говорил русский Буркевиц.
Глава 7. 1916 год, война, выпускные экзамены. «Война с Германией бушевала уже полтора с лишним года, все близко окружавшие меня гимназисты, а в том числе и я, потеряли к ней решительно всякий интерес».
Глава 8. Гимназический батюшка и Буркевиц.
Глава 9. Сострадание. Батюшка не доносчик.
Часть 2 «Соня»
Глава 1. Лето, стал студентом. Бульвары, регулярный поиск женщины, не проститутки.
Глава 2. Разгульный вечер с Ягом, комната Нелли и Китти. Появление Сони Минц.
Глава 3. Сонины цветы.
Глава 4. Любовь.
Глава 5. Встречи с Соней. Стыдится матери.
Глава 6. Неожиданная история с первой встречной. Размышления о нравственном облике мужчины и женщины с точки зрения общества. «Получалось, что если мужчина делает то, что он делает, - так он мужчина. А если женщина делает то, что мужчина, - так она проститутка».
Глава 7. «Соня была первым человеком, перед которым мне уже не нужно было утруждать себя этой противно-веселой, бодрой наигранностью. Для нее я был просто мечтательным и нежным мальчиком».
Глава 8. Неудача героя.
Глава 9. Письмо Сони. Сентябрь 1916. «Прощай, Вадим. Прощай, милый, дорогой мой мальчик. Прощай, моя мечта, моя сказка, мой сон».
Часть 3 «Кокаин»
Глава 1. Зима. Общение со Штейном.
Глава 2. Вечер. Встреча в кафе с «понюхонцами» (нюхают кокаин, понюхон).
Глава 3. Ночь. У Хирге (продавец кокаина). Первый раз с кокаином.
Глава 4. Ночь. Ощущения наркотические. Воровство броши матери.
Глава 5. День. «Мой сын вор». Ударил мать.
Глава 6. День. Голод после кокаина.
Часть 4 «Мысли»
Глава 1. «Выспавшись, я уже на следующее утро снова поехал к Хирге, купил у него полтора грамма кокаина, и так это пошло дальше, - изо дня в день».
Глава 2. «Вот эта-то способность кокаина возбуждать физическое ощущения счастья вне всякой психической зависимости от окружающих меня внешних событий … вот это-то свойство кокаина и было той страшной притягательной силой, бороться и противостоять которой я не только не могу, но и не хотел».
Глава 3. «Самым ужасным и неизменно следующим после многочасового действия кокаина явлением - была та мучительная, неотвратимая и страшная реакция (или, как медики ее называют, депрессия), которая овладевала мною тотчас, лишь только кончался последний порошок кокаина».
Глава 4. «Не есть ли душа человеческая нечто вроде качелей, которые, получив толчок в сторону человечности, уже тем самым подвергаются предрасположению откачнуться в сторону зверства». Пример театральный.
Глава 5. Сон про убийство матери. Сон про самоубийство матери.
Глава 6. «Через час я уже поднимался по лестнице и как только увидел знакомую и милую дверь, так тотчас почувствовал радостный трепет». Это дверь Хирге. «Ах, это вы, - сказал он с ленивым отвращением, - а я-то уж думал и впрямь человек пришел. Ну, что ж заходите. И я зашел». Последняя фраза записок Вадима.
Эпилог
Вадим попал в госпиталь. «Будучи приведен в себя и освидетельствован, Масленников признался, что он кокаинист, что уже много раз пытался с собою бороться, но всегда безуспешно». «Товарищ Буркевиц, - переспросил Главврач, - да ведь это же наше непосредственное начальство. Да ведь одного его слова достаточно, чтобы вас спасти!» Самоубийство Вадима. «На груди, во внутреннем кармане Масленникова, были найдены: 1) старый коленкоровый мешочек, с зашитыми в нем десятью серебряными пятачками, и 2) рукопись, на первой странице которой, крупными и безобразно скачущими буквами нацарапаны два слова: «Буркевиц отказал».
Источники
1.М.Агеев «Роман с кокаином» http://www.lib.ru/AGEEV/kokain.txt_with-big-pictures.html
2. О М. Агееве https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C._%D0%90%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2
3.Никита Струве «Роман-загадка» http://www.lib.ru/AGEEV/kokain.txt_with-big-pictures.html

Комментариев нет: