четверг, 27 августа 2015 г.

"Мы наконец-то говорим не только о духовно-нравственном значении великой русской литературы, но и о нечитающих детях и нечитающих учителях"

Ирина Лукьянова, учитель литературы, писатель
МОСКВА, 26 августа 2015, 19:00 — REGNUM Разрабатываемая сейчас единая концепция преподавания русского языка и литературы — отчасти долгожданный документ, заявила корреспонденту ИА REGNUM учитель литературы московской школы для одаренных детей «Интеллектуал» Ирина Лукьянова. По ее словам, в черновом варианте концепции впервые на официальном уровне заговорили о реальных, а не только духовно-нравственных проблемах, с которыми сталкиваются современные педагоги.
«Слава Богу, что наконец-то эти проблемы названы вслух и обсуждаются. Мы наконец-то говорим не только о духовно-нравственном значении великой русской литературы, но и о нечитающих детях и нечитающих учителях, о сложностях в преподавании литературы, о перегруженности этого курса, о недостаточности существующего обучения русскому языку как своду правил, о русском как иностранном в российских школах. Очень хорошо, что эти вопросы наконец-то выведены из нашего повседневного профессионального обсуждения в сферу обсуждения общественного. Теперь от них не спрятаться. И отвечать на них надо не единым списком литературы для всех школ страны, а серьезными профессиональными решениями», — заявила она.
Идея же внедрить единые учебники по русскому языку и литературе педагог назвала утопической и заявила, что категорически с ней не согласна. По мнению Лукьяновой, учителям нужны разные пособия, так как их варьируют в течение года, подбирая под особенности учеников в классе и тип изучаемого материала. «Всего предусмотреть в едином учебнике совершенно невозможно. Наши депутаты, к сожалению, высказывают совершенно утопическую идею, что можно, к примеру, 15 октября войти на урок литературы в 7 классе в любой школе страны, и везде будет одно и то же. Этого не может быть. Если учитель не читает вслух единый учебник, то в каждом классе будет происходить что-то свое, и это абсолютно нормально. Я не очень понимаю, как эти учебники будут соотноситься с реальностью, — почеркнула она. — Сейчас, когда нам обещают единую концепцию и единый учебник, трудно сказать, что станет общеобязательным, на какого усредненного ученика мы будем рассчитывать».
По мнению Лукьяновой, разработчики проекта пытаются столкнуть два подхода: вариативность, возникающую при практике, и требование единообразия. Тогда как правильнее разрешить учителям свободу выбора. «Разумеется, школа отвечает за то, что этот учитель умеет преподавать свой предмет и придерживается образовательных стандартов. Но для многих учителей эта свобода обременительна, они вообще не хотят создавать свои программы — и им, конечно, могут помочь подготовленные специалистами готовые типовые программы».
Также она выразила надежду, что в правительстве откажутся от списка литературы для обязательного чтения всеми школьниками страны, который хотят внести в образовательные стандарты. «Я очень надеюсь, что такого списка не будет, а будет какое-то общее программное поле, обширный свод текстов со множеством вариантов — опять же, потому, что дети разные, а учитель должен иметь право выбрать, читать ли ему с этим конкретным классом «Нос» Гоголя, «Шинель» или «Портрет». Госдума и Минобр не должны за него это решать. Надеюсь, что в конечном итоге принятые решения будут не политическими, а профессиональными».
В свою очередь, член комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Азамат Тлисов заявил корреспонденту ИА REGNUM, что необходимо провести комплексную экспертизу школьников учебников, которые в изобилии доступны для родителей, учителей и учеников. «Безусловно, инициатива, которую сейчас наши коллеги поднимают, о том, что важно привести в порядок ситуацию с учебниками русского языка и литературы — это то, о чем палата заявляла. Поэтому подобное внимание к этому вопросу в период учебного года, на мой взгляд, справедливо. И здесь очень важно привлечь специалистов для того, чтобы в данной ситуации наиболее болезненные вещи учесть и не допустить, скажем так, ошибочных учебников. Учебные пособия должны появиться на достаточно качественном методическом уровне, доступном для детей. Поэтому данный формат инициативы в принципе мы приветствуем», — пояснил Тлисов.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Госдуме представили подходы к преподавания русского языка и литературы. Как заявила первый замглавы Минобрнауки Натальи Третьяк, на основе новой концепции планируют скорректировать учебники русского языка и литературы, а также внести изменения в образовательные стандарты и программы преподавания. Как пояснил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, в рабочей группе, которая занимается новыми подходами, не собираются «создавать какие-либо шпаргалки для учителей, которые бы ограничивали конституционную свободу педагогической деятельности».
Подробности: http://regnum.ru/news/innovatio/1957826.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

Комментариев нет: