МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 28 октября 2015 г. № 08-1786
О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России
(далее - Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее -
ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом
содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной
образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии с ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны
содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом
специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной
деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей
программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа
(примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может
достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию
эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для
администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников
общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с
подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с
требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов.
Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок
формирования федерального перечня учебников (далее - Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута
договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе
контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей
общеобразовательных организаций.
Директор Департамента
А.В.ЗЫРЯНОВА
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 28 октября 2015 г. № 08-1786
О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России
(далее - Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее -
ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом
содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной
образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии с ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны
содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом
специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной
деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей
программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа
(примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может
достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию
эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для
администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников
общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с
подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с
требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов.
Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок
формирования федерального перечня учебников (далее - Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута
договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе
контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей
общеобразовательных организаций.
Директор Департамента
А.В.ЗЫРЯНОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий