суббота, 2 июля 2016 г.

10 класс. Учимся анализировать прозаический текст на уроке литературы. Денис Драгунский «Предложение»

Технологическая карта урока здесь.
Конспект урока литературы в 10 классе.  Учимся анализировать прозаический текст. Рассказ Дениса Драгунского «Предложение»
1.Предмет. Литература.
2.Класс. 10
3.Тема. Учимся анализировать прозаический текст. Рассказ Дениса Драгунского «Предложение».
4.Тип урока. Урок отработки умений и рефлексии.
5.Цели урока.
Образовательная: знать аспекты анализа прозаического текст (сильные позиции, композиция, хронотоп, сюжет).
Развивающая: уметь анализировать сильные позиции, композицию, хронотоп, языковые особенности рассказа, сюжет.
Воспитательная: желание мыслить, выдавать творческий результат.
6.Планируемые результаты.
Предметные: ученики смогут научиться анализировать сильные позиции, композицию, хронотоп, языковые особенности рассказа, сюжет.
Метапредметные:
  • регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, прогнозировать, осознавать уровень усвоения;
  • коммуникативные УУД: уметь планировать совместное учебное сотрудничество, строить речевые высказывания;
  • знаково-символические УУД: уметь моделировать учебный материал, выделять существенное;
  • познавательные (общеучебные) УУД: уметь использовать разные виды чтения; создавать таблицу; владеть средствами самоконтроля; оценивать свою учебную деятельность; определять проблемы собственной учебной деятельности; определять причинно-следственные отношения компонентов объекта; осуществлять перенос зунов в новую ситуацию.
Личностные: уметь выбирать целевые установки для своих действий, принимать решения.  
7.Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.



Ход урока
I этап урока. Мотивация учебной деятельности и целеполагание. Этап мотивационный.
До чтения текста (без текста).
1. Учитель читает фрагмент рассказа Виктора Драгунского «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах». Вы узнали героя и автора? Дениска вырос. Кто он теперь? Сейчас он знаменитый писатель Денис Викторович Драгунский.  Мастер короткого рассказа. Его младшая сестра, Ксения Драгунская, - известный прозаик и драматург.   
2.Вы, конечно, догадались, какой писатель будет сегодня у нас в гостях? Да, мы прочитаем рассказ Дениса Викторовича, поразмышляем над ним.
II этап урока. Актуализация и пробное учебное действие.
3.Название рассказа – «Предложение». Как вы думаете, о чём это маленькое произведение?
4.Прогноз. А вот вам «Толковый словарь» к рассказу «Предложение».
Денис Драгунский «Предложение». Толковый словарь
Дача. 1. ж. Действие по знач. глаг.: давать (1-3,11), дать. 2. ж. Загородный дом (обычно с земельным участком), предназначенный для летнего отдыха.
Приятель. 1) Человек, с которым кто-л. состоит в дружеских, коротких отношениях; близкий знакомый. 2) разг. Употр. как фамильярно-дружественное обращение к мужчине, юноше.
Отмель. Прибрежная, идущая от берега мель.
Сарафан. 1) Платье без рукавов или со вшитыми рукавами из бельевой ткани как русская национальная женская одежда. 2) Легкое женское платье без рукавов. 3) Длинный мужской кафтан особого покроя (на Руси IX-XIII вв.).
Макароны. 1) Пищевой продукт из пшеничного пресного теста в виде высушенных длинных узких трубочек. 2) Кушанье из такого пищевого продукта.
Макаронные изделия. Длинные, короткие, фигурные.
Всмятку. Нареч. 1) До полужидкого состояния (о способе варки яиц). 2) разг.-сниж. Полностью, на мелкие куски (разбить, разрушить и т.п. что-л.).
Вкрутую. Нареч. Круто, до твердого состояния (о способе варки яиц).
     Теперь каким будет ваш прогноз? Таким образом, вам кажется, что…
III этап урока. Выявление места и причины затруднения.
По ходу чтения (текст пока только у учителя).
1.Чтение с остановками. Приём «Дерево предсказаний». Учитель читает, ученики предсказывают. Кто-то записывает все предположения (на доске или в тетради) по ходу чтения.
   «Однажды мы целой компанией поехали в гости на дачу к одному приятелю. Точнее, это была дача его молодой жены. А если совсем точно – ее родителей. Поэтому там была ее сестра. Совсем юная. Десятиклассница.
    Хорошее было дачное место, дальнее и просторное, с лесом, лугом и рекой. Мы целый день гуляли, жгли костер и жарили хлеб с колбасой на палочках, босиком ходили по прохладной речной отмели. Самое начало сентября, не жарко, солнечно и сухо. Веточки под ногами хрустят. Пружинят еловые корни, когда идешь по тропинке. Трава чуть желтеет».
    Что, по-вашему, будет дальше?
     «Вот иду я по этим тропинкам и травинкам, а рядом идет Катя, сестра Марины, Сережиной молодой красивой жены. Еще моложе и красивее. В сарафане. С загорелыми ногами. С оцарапанным локтем. Идет, молчит, то листок сорвет, то еловую шишку подберет с земли и кинет вбок.
     Я тоже молчу. Мы с ней вообще, кажется, во второй раз видимся. Ну, в третий. О чем разговаривать? Я студент, она школьница – смешно. Брать под ручку, а потом за талию – тоже неохота. Вернее, неудобно. Сестра жены приятеля, все понятно».
       Что вы думаете о рассказчике? Что произойдёт, когда герои откроют рот?
    «Мы долго так идем. Вдруг она говорит на ровном месте:
- А давай поженимся.
Я говорю:
- Ты думаешь?
Она говорит:
- Конечно! Смотри, ты ведь Сережин друг. Он на Марине женился, а я – ее сестра. Смотри, я учусь хорошо, поступлю в институт, мы поженимся, и все будет классно».
    Что вы думаете о десятикласснице Кате? Какой будет реакция студента?
«- Хорошо, - говорю я. – Предположим. Допустим. Вот мы с тобой поженились. Ну, а готовить ты умеешь? А то я приду из института, а дома есть нечего.
- Конечно, умею!
- Так, - говорю. – Ну, и что ты умеешь готовить?
- Я умею варить макароны, - говорит она медленно, с выражением. – Толстые, с дыркой. И тонкие тоже. Еще я умею варить вермишель. Также я могу сварить лапшу. У меня хорошо получаются рожки. Перья. Ушки. И ракушки».
     Как отреагирует рассказчик на эти слова школьницы?
«Я совершенно серьезно спрашиваю:
- А яйца всмятку умеешь?
Она отвечает:
- Нет пока. Вкрутую умею, а всмятку у меня плохо получается. То слишком жидко, то наоборот. Но я подучусь, честно!
- Хорошо, - говорю. – Вот тогда и вернемся к этому разговору.
    Тут мы принялись хохотать. Но смеялись слишком долго и громко. И больше к этому разговору не возвращались».
     Ваши впечатления каковы?
2. «Дерево предсказаний». Сопоставим наши установки во время чтения (слушания) и окончательный результат. Тот, кто записывал предсказания, читает их. Почему нам не удались верные предсказания? Или удались?
IV этап урока. Построение проекта выхода из затруднения.
После чтения (текст у всех учеников).
1.Рассказ  простой и понятный. Вы уверены в этом? Попробуем разобраться в смысле текста.
Приём «Толстые и тонкие вопросы». Репродуктивные (вопросы, на которые есть прямые ответы в тексте) и продуктивные (прямых ответов нет) вопросы. Каждая пара придумывает 3 репродуктивных (тонких) и 3 продуктивных (толстых) вопроса. Затем обмениваемся своими вопросами с соседями, после этого задаём самые интересные вопросы классу.
V этап урока. Реализация построенного проекта. Этап составления схемы ориентировочной основы действия.
2.Анализ текста. Фронтальная работа.
А.Жанр рассказа. Докажите, что «Предложение» является рассказом. Одно событие. Минимум героев. Экономия всех художественных средств.
Б.Сюжет. Найдём элементы сюжета.
     Экспозиция. Приехали в гости на дачу к приятелю.
     Завязка. Прогулка студента и школьницы.
     Развитие действия. Долго идём молча.
     Кульминация. Давай поженимся.
     Падение действия. Что ты умеешь готовить?
     Развязка. Смеялись слишком долго и громко.
     Эпилог. Нет.
В.Внесюжетные элементы. Перечислите их. Портрет Кати. Пейзаж.
Г.Хронотоп (время и пространство текста). Один день в начале сентября на даче у приятеля.
Д.Вид композиции. Простая линейная.
Е.Форма повествования. Повествование ведётся от 1 лица, от лица студента.
VI этап урока. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися.
3.Анализ языка рассказа. Групповая работа.
А (1 и 2 группы). Пейзаж. Почему нет слов в переносном значении? Вспомните особенности сказа.
Б (3 и 4 группы). Портрет. Какой приём использует автор и почему?
В (5 и 6 группы). Диалог. Какая лексика используется? Какой глагол речи применяется? Почему так убого? Как диалог характеризует героев?
    Выводы. Пейзаж. «Самое начало сентября, не жарко, солнечно и сухо. Веточки под ногами хрустят».  Нет слов в переносном значении, потому что повествование ведётся от 1 лица, от лица совсем молодого студента, не озабоченного красотой стиля. Так создаётся форма сказа, которая имитирует чужую устную речь.
     Портрет. «Еще моложе и красивее. В сарафане. С загорелыми ногами. С оцарапанным локтем». Драгунский  использует приём парцелляции (намеренное расчленение предложения  на самостоятельные фрагменты). Видимо, герой бросает мгновенные взгляды на девушку.
    Диалог. «Я умею варить макароны, - говорит она медленно, с выражением. – Толстые, с дыркой. И тонкие тоже. Еще я умею варить вермишель. Также я могу сварить лапшу. У меня хорошо получаются рожки. Перья. Ушки. И ракушки». В диалоге применяется разговорная лексика: «классно, подучусь, на ровном месте, ну». Глагол речи – «говорит». Это сказ, то есть речь обычного героя, а не умудрённого автора. Понятно, что автор, используя все эти приёмы и средства, создаёт образы совсем молодых людей, студента и школьницы.
VII этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися.
4.Виды информации в рассказе. Фронтальная работа.
      Фактуальная. Студент и школьница на чужой даче гуляют по лесам-лугам, девушка (как бы в шутку) делает юноше предложение. Он интересуется, умеет ли она готовить. Умеет макаронные изделия. В финале герои хохочут, но «слишком долго и громко». 
      Подтекстовая. Катя хочет замуж по примеру сестры, студент не хочет жениться. Еда в браке играет очень важную роль (ирония?). 
      Концептуальная. Предлагаю целый набор (эталон).1. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. 2. Не умеешь готовить - замуж не возьмут. 3. Делать предложение должен только мужчина. 4. Слово - серебро, молчание - золото. 5. Женщины готовят - мужчины едят.
VIII этап урока. Включение в систему знаний и повторение.
5.Сильные позиции текста. Фронтальная работа.
Название. Смысл заголовка. Первое и последнее предложения. Сравнение. Первый и последний абзацы. Сравнение.  Повторы. Зачем нужны в рассказе?
IX этап урока. Рефлексия учебной деятельности.
  1.Прочитайте слова Драгунского. Докажите их истинность.
«В малой форме сказать можно больше. К тому же я люблю ясность. Практически во всех моих текстах есть какая-то фабула, какой-то занятный сюжетный ход. В них постоянно что-то происходит, в середине случаются невероятные перестановки, а к концу все меняется местами»  (Денис Драгунский).
  2.Оцените себя и свой класс. Выберите одну из 3 тем и напишите 2-3 предложения (приём увидела у коллеги в ФБ).
«Ну и ну!»   «Здорово!»   «Терпеть не могу!»
X этап урока. Домашнее задание. Инструкция. Одно на выбор.
А.Творческая работа (проект) «Роль продуктов в рассказе Драгунского и в произведениях других авторов».
Б. Преобразование информации. Составить график на основе текста рассказа «Еда и брак».
В. Анализ  и интерпретация любого рассказа Дениса Драгунского.
Г.Рецензия на любой рассказ Драгунского.

Приложение 1
Денис Драгунский «Предложение». Толковый словарь
Дача. 1. ж. Действие по знач. глаг.: давать (1-3,11), дать. 2. ж. Загородный дом (обычно с земельным участком), предназначенный для летнего отдыха.
Приятель. 1) Человек, с которым кто-л. состоит в дружеских, коротких отношениях; близкий знакомый. 2) разг. Употр. как фамильярно-дружественное обращение к мужчине, юноше.
Отмель. Прибрежная, идущая от берега мель.
Сарафан. 1) Платье без рукавов или со вшитыми рукавами из бельевой ткани как русская национальная женская одежда. 2) Легкое женское платье без рукавов. 3) Длинный мужской кафтан особого покроя (на Руси IX-XIII вв.).
Макароны. 1) Пищевой продукт из пшеничного пресного теста в виде высушенных длинных узких трубочек. 2) Кушанье из такого пищевого продукта.
Макаронные изделия. Длинные, короткие, фигурные.
Всмятку. Нареч. 1) До полужидкого состояния (о способе варки яиц). 2) разг.-сниж. Полностью, на мелкие куски (разбить, разрушить и т.п. что-л.).
Вкрутую. Нареч. Круто, до твердого состояния (о способе варки яиц).

Приложение 2
Денис Драгунский «Предложение»
     Однажды мы целой компанией поехали в гости на дачу к одному приятелю. Точнее, это была дача его молодой жены. А если совсем точно – ее родителей. Поэтому там была ее сестра. Совсем юная. Десятиклассница.
    Хорошее было дачное место, дальнее и просторное, с лесом, лугом и рекой. Мы целый день гуляли, жгли костер и жарили хлеб с колбасой на палочках, босиком ходили по прохладной речной отмели. Самое начало сентября, не жарко, солнечно и сухо. Веточки под ногами хрустят. Пружинят еловые корни, когда идешь по тропинке. Трава чуть желтеет.
     Вот иду я по этим тропинкам и травинкам, а рядом идет Катя, сестра Марины, Сережиной молодой красивой жены. Еще моложе и красивее. В сарафане. С загорелыми ногами. С оцарапанным локтем. Идет, молчит, то листок сорвет, то еловую шишку подберет с земли и кинет вбок.
     Я тоже молчу. Мы с ней вообще, кажется, во второй раз видимся. Ну, в третий. О чем разговаривать? Я студент, она школьница – смешно. Брать под ручку, а потом за талию – тоже неохота. Вернее, неудобно. Сестра жены приятеля, все понятно.
    Мы долго так идем. Вдруг она говорит на ровном месте:
- А давай поженимся.
Я говорю:
- Ты думаешь?
Она говорит:
- Конечно! Смотри, ты ведь Сережин друг. Он на Марине женился, а я – ее сестра. Смотри, я учусь хорошо, поступлю в институт, мы поженимся, и все будет классно.
- Хорошо, - говорю я. – Предположим. Допустим. Вот мы с тобой поженились. Ну, а готовить ты умеешь? А то я приду из института, а дома есть нечего.
- Конечно, умею!
- Так, - говорю. – Ну, и что ты умеешь готовить?
- Я умею варить макароны, - говорит она медленно, с выражением. – Толстые, с дыркой. И тонкие тоже. Еще я умею варить вермишель. Также я могу сварить лапшу. У меня хорошо получаются рожки. Перья. Ушки. И ракушки.
Я совершенно серьезно спрашиваю:
- А яйца всмятку умеешь?
Она отвечает:
- Нет пока. Вкрутую умею, а всмятку у меня плохо получается. То слишком жидко, то наоборот. Но я подучусь, честно!
- Хорошо, - говорю. – Вот тогда и вернемся к этому разговору.
    Тут мы принялись хохотать. Но смеялись слишком долго и громко. И больше к этому разговору не возвращались.

 Приложение 3
Стратегии смыслового чтения. Приёмы обучения пониманию текста на уроках гуманитарного цикла
Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»
Модель работы читателя с текстом (Г.Г.Граник)
Примечания
I. До чтения текста
«Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия. А заставляет их работать одна из самых важных мыслительных операций – операция сравнения…Мы рассматриваем диалог с текстом как систему следующих операций: постановка вопросов к тексту, выдвижение предположительных ответов на эти вопросы и гипотез относительно дальнейшего содержания текста, проверка этих ответов и гипотез» (Граник Г.Г.).

Виды информации в художественном тексте
           Фактуальная. Факты, события, место и время действия  (фабула). Передаётся  пересказом текста.
         Подтекстовая. Скрытый  смысл, который  передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств  художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.
         Концептуальная. Система  взглядов автора  на жизнь, его  мировоззрение  (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная  информация. (И.Гальперин)
Стратегия «Чтение с остановками»
1.Искренний рассказ о своём опыте знакомства с автором, произведением.
1.Автор. Что известно о нём?
2.Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.
2. Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.
3.Эпиграф. Ассоциации.
4.Прогноз. Читательское предугадывание ведёт к возникновению вероятностного прогнозирования.
II.По ходу чтения текста
1.Чтение текста с остановками. Во время остановки учитель задаёт вопросы (Что будет дальше? Почему герой поступил так? Какие чувства вызвал этот фрагмент?).
1.Установка. Ожидание подтверждения своего прогноза.
2.Приём «Дерево предсказаний». Краткая запись ответов – предсказаний учеников в виде схемы.
2.Внимание к слову. Лексическое значение непонятных слов.
3.Диалог с текстом. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.
III. После чтения текста
1.Приём «Толстые и тонкие вопросы».
1.Главная мысль текста.
Толстые вопросы
Тонкие вопросы
2.Приём «Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»).
2.Виды информации в художественном тексте.
         Фактуальная.
         Подтекстовая.
         Концептуальная
Продуктивные.
Прямого однозначного ответа в тексте нет.
Репродуктивные. 
Есть в тексте однозначный ответ.
3.Сильные позиции текста.
Сильные позиции текста: название, эпиграф, начало и конец текста (главы), повторы, рифмы.
3. После обсуждения учитель предлагает несколько цитат, пословиц, связанных с содержанием текста. Ученики пишут эссе по своему выбору.
4.Вторичные тексты.
         План.
         Пересказ.
         Тезисы.
         Конспект.
«Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»)
1.Простые. Фактические, репродуктивные.
2.Уточняющие. «Если я правильно понял…».
3.Интерпретационные. «Почему…?».
4.Творческие. В вопросе есть частица «бы».
5.Оценочные. Критерии оценки явлений.
6.Практические. Взаимосвязь между текстом и жизнью.
4.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
5.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
     Таблицу сделала сама на основе изученной литературы.

Литература
1.Граник  Г. Учитель, учебник и школьник. – М., 1977.
2.Граник Г. и др. Как учить школьников работать с учебником.   – М., 1987.
3.Граник  Г.и др. Когда  книга учит. – М.,1988.
4.Граник Г. и др. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте. – Проблемы  школьного учебника. Выпуск  20. М., 1991.
5.Граник Г. и др. Как научить  школьников  вдумчивому чтению. – Воспитание школьников, 1991, №5, 6, 1992, №5-6.
6.Граник Г. и др. Понимание  текста. – Вопросы  психологии,  1993, №5.
7.Граник Г. и др. Как  учить  работать с книгой. – М., 1995.
8.Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. – Библиотека в школе, 2004, №17-24.
9. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим  детей мыслить  критически.- С.- Пб.,  2003.

Комментариев нет: