четверг, 11 августа 2016 г.

Осип Мандельштам «Ленинград». Мой анализ поэтического текста (2005 год)

Осип Мандельштам «Ленинград». Мой анализ поэтического текста (2005 год)
     Из моей статьи «Учимся анализировать поэтический текст. О.Э.Мандельштам «Ленинград» в журнале «Русский язык и литература для школьников», 2006, №1, с.8-14.
Осип Мандельштам
 «Ленинград»
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей!

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
       Стихотворение было написано в Ленинграде в декабре 1930 г.
I. Определим ритмический рисунок текста, проанализируем роль ритмических показателей стихотворения.
      Метр — анапест, размер четырехстопный. Константа на 12 слоге, анакруза двусложная, постоянная, клаузула мужская, цезуры нет, все строчки одинаковой длины. Рифма в стихе мужская, конечная, череду­ются точная и неточная, богатая и бедная, закрытая и открытая, ассо­нансная и диссонансная. В стихотворении 7 строф по 2 стиха. Рифмовка в строфе парная (смежная).
       Таким образом, ритмический рисунок определяется четырехстопным анапе­стом. Константа на 12 слоге, мужская клаузула создают твердое и жесткое ритмичное начало. Двусложная постоянная анакруза придает строй­ность ритму.
II. Приступаем к анализу композиции.
      1 -я строфа — слова лирического героя о возвращении в любимый го­род. 2-я, 3-я строфы — слова города или диалог лирического героя с са­мим собой. 4-я, 5-я строфы — слова лирического героя, обращенные к Петербургу, которого уже нет. 6-я, 7-я строфы — слова лирического ге­роя о своих ощущениях в Ленинграде. Формула композиции: 1 + 2 + 2 + 2. Форма композиции — диалог лирического героя с городом или самим собой.
      Найдем ключевые слова. Скорее всего, это будут слова « я и город». «Я» — лирический герой, «город» — Петербург и Ленинград. Построим словесные тематические ряды. Образ лирического героя создают слова: «я, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез, еще не хочу умирать, еще есть адреса, мертвецов голоса, на лест­нице черной живу, в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок, всю ночь жду гостей дорогих, кандалами цепочек дверных». Образ города создают слова: «мой город, знакомый, мои номера телефонов, Петербург (о Петербурге); Ленинград, глотай скорей рыбий жир ленинград­ских фонарей, декабрьский денек, зловещий деготь, желток (о Ленинграде)».
         Композиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда. Контрастны 1-я и 6—7-я строфы: Петербург детства проти­вопоставлен Ленинграду взрослого человека. Не случайно это первое и последнее предложения, т.е. сильные по­зиции текста, несущие основной смысл. Название «Ленинград» (силь­ная позиция) подчеркивает обреченность лирического героя.
        Антитеза обнаруживается и в 1-й и 2—3-й строфах: приметы умерше­го Петербурга и приметы живого современного Ленинграда, также кон­трастны 4—5-я и 6—7-я строфы.
       Следовательно, Петербург для поэта — это детство, друзья, культура, счастье. Ленинград — это кошмар, страх, насилие. Ленинград убивает Петер­бург, а вместе с ним и мир лирического героя. В основе композиции ле­жит прием антитезы.
III. Посмотрим, как развиваются эти художественные образы по строфам.
      В 1-й строфе лирический герой возвращается в родной город с ощу­щением детства. Во 2—3-й строфах он осознает, что город другой, страшный, «ленинградский». В 4—5-й строфах лирический герой отча­янно пытается вернуть прошлое (Петербург, друзья), но не обманывает себя (мертвецов голоса). В 6—7-й строфах он живет в Ленинграде и ожи­дает с ужасом гибели.
       Художественные образы по мере развития говорят о при­ближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград жив. Лирический герой помнит прекрасное прошлое и живет в ужасном настоящем.
IV. Приступим к анализу языковых уровней текста.
1. Фонетический уровень
        Попытаемся найти повторяющиеся звуки (звукопись).   Аллитерация на «р, л, з, ж, д» создает образ Петербурга, ал­литерация на «р, щ, ш, ж, ч» — образ Ленинграда. Преобладающие звон­кие звуки противопоставлены преобладающим глухим звукам. На уров­не фонетики мы обнаружили прием контраста.
2.    Морфемный уровень
        Интерес вызывает слово «цепочек», т.е. малень­ких цепей (суффикс -очек). Ассоциации к слову «цепь»: неволя, насилие — реализуются в словосочетание «кандалами цепочек». Корневая морфема подводит нас к основной мысли стихотворения.
3.    Лексический уровень
        Найдем повторяющиеся слова и определим, какова роль повтора. «Вернулся». В 1-й строфе возвращение в любимый город, во 2-й строфе оказалось, что он стал чужим (антитеза). В 1-й строфе «знакомый», т.е город детства, родной; в 3-й строфе «уз­навай», т.е. чужой, неизвестный. «Скорей, скорее» во 2-й и 3-й строфах в значении «забудь о прошлом, если хочешь жить». «Петербург» в 4-й, 5-й строфах — отчаянное обращение к памяти. «Еще» в 4-й, 5-й строфах на­мекают на близкую гибель. На уровне лексики мы обнаружили приемы повтора и противопо­ставления (Ленинград — Петербург).
4. Морфологический уровень
       Подсчитаем количество слов разных частей речи. Глаголы и деепричастия — 12.
Имя существительное и личное местоимение — 31. Имя прилагательное, причастие — 13.
Преобладают значительно имена существительные и личные местои­мения, налицо предметность. Автору важны ощущения и мысли лиричес­кого героя. Личные местоимения «я — ты» создают диалогичность.
5.Синтаксический уровень
      В тексте 8 предложений (в их числе обращения, графически оформленные как предложения). Из них три  восклицательных (интонация выражает отчаяние). 1-е предложение — простое, осложненное обособленным определением. 2-е предложение — сложное, восклицательное, вторая часть побуди­тельная (приказ). Тире подчеркивает противопоставление. 3-е предложение — сложноподчиненное, первая часть побудительная.
4-е предложение является обращением, восклицательное. 5-е предложение — сложное бессоюзное. Двоеточие вводит объясне­ние, для чего лирическому герою нужно жить.
6-е предложение — обращение, восклицательное.  7-е предложение — сложноподчиненное. 8-е предложение — сложное, третья часть осложнена обособленным обстоятельством.
       Итак, приемы повтора, противопоставления обнаруживаются на различных языковых уровнях текста. Ощущение страха, насилия пере­дается читателю средствами всех уровней языка.
V.Теперь попытаемся найти тропы и фигуры в тексте, объяснить их
роль.
Метафоры. «Рыбий жир фонарей» — мутный цвет, неприятные вкусовые ощущения. «Деготь» — темнота, очень черное, неприятное. «Желток» — свет фонарей или жалкое декабрьское солнце. «Гости»представители НКВД; ироничность. «Вырванный с мясом звонок» — рана, насилие, смерть. «Мертвецов голоса» — все близкие, жившие в Ленинграде, погибают.
Метафорический эпитет.  «Кандалы цепочек дверных» — страх, ожидание насилия.
Эпитеты.   «Детские железы» — детство, счастье. «Зловещий деготь» — кошмар, страх. Лестница «черная» в переносном значении вызывает ассоциации, связанные со смертью (в прямом значении — противопоставляется па­радной лестнице).
Гости «дорогие»ирония, на самом деле страшные (противопоставле­ние).
Олицетворения.     «Петербург» — как живое любимое существо. «Звонок ударяет в висок» — как убийца. «Звонок, вырванный с мясом» — насилие.
Символы.    «Петербург» — символ прошлого, детства, счастья. «Ленинград» — символ настоящего, ужаса, смерти.
Анафора.    «Петербург» в двух центральных строфах (4-й и 5-й). Я в 1-м и последнем предложениях. Композиционно выделены ключевые слова: «я» и «Петербург» — два ге­роя стихотворения.
Инверсия.  В последних трех предложениях необычное синтаксическое построение (определение после определяемого) увеличивает силу воздействия на читателя.
        Роль художественных средств языка очевидна. Все они рабо­тают на основную мысль стихотворения.
VI.Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста.
         Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором бы­ло тепло и уютно, но город уже стал Ленинградом, в котором жить страшно и одиноко. Стихотворение построено на контрасте прошлого и насто­ящего. Прошлое — это детство, друзья, культура, уют, Петербург. Настоя­щее — гибель культуры, друзей, самого лирического героя, Ленинград. Название «Ленинград» — символ жизни, в которой нет места лири­ческому герою.
VII.Интерпретировать поэтический текст помогает прием  Е.Эткинда «Вверх по лестнице смыслов».
     Внешний сюжет. Возвращение лирического героя в родной город, который превратился в город смерти.
Природа и человек. Декабрь вызывает у человека ощущения трево­ги, тоски, страха.
Мир и человек. Лирический герой любит мир прошлого (Петер­бург). Он боится жить в новом мире (Ленинград). Новый мир холоден и жесток, он подавляет все живое, убивает все, что связано с прошлым.
Человек. Душевное состояние человека ужасно: отчаяние, одино­чество, страх, тоска.
     Таким образом, анализ текста вывел нас к авторской позиции Мандельштама.
Учимся анализировать поэтический текст
Часть 1. Примерная схема анализа поэтического текста
I. Ритмический  рисунок (организация).
Метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Размер (количество стоп в строчке, например, пятистопный). Пиррихий (в стопе только два безударных слога), спондей (в стопе только два ударных слога). Рифма в стихе (точная-неточная, богатая-бедная, мужская-женская- дактилическая, конечная). Рифмовка  в  строфе (аабб – смежная, парная, абаб – перекрёстная, абба – кольцевая, охватная, абвабв, абввба и др.- сплетённая).
II. Композиция (построение) текста.
Строфы и стихи. Микротема каждой  части. Ключевые слова, словесные тематические ряды. Сильные позиции  текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
III. Художественные  образы  и  мотивы.
Лирический  герой.
IV. Художественное время и  пространство (хронотоп).
V. Языковые уровни текста.
1.Фонетический  уровень. Звукопись. Аллитерация на…(согласные). Ассонанс   на…(гласные).
2.Морфемный  уровень. Роль  морфем (например, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
3.Лексический уровень. Слова  книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Цветопись. Эмоциональная окраска. Повторы.
4.Морфологический  уровень. Преобладающие  части речи. Предметность, описательность, действенность.
5.Синтаксический уровень. Синтаксические конструкции. Необычный  порядок слов (инверсия). Роль  знаков  препинания.
VI. Языковые средства художественной изобразительности. Тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, ирония и т.д.). Фигуры (обращение, анафора, антитеза, восклицание).
VII. Тема и идея  текста.
Часть 2. Строим фразы

  • Ритмический  рисунок  создаётся (например, пятистопным ямбом).
  • Рифмовка в строфе (например, охватная).  Рифма в стихе (например, точная и т.д.).
  • Композиция стихотворения состоит из (сколько частей, строф).
  • Образ (например, человека) … создают  ключевые слова ….
  • Словесный  ряд … вызывает ощущение (ассоциации) ….
  • Лирический  герой  в первой строфе …, а в последней … Повторы  слов … усиливают (подчёркивают) … . Противопоставление слов … создаёт … 
  • Троп (например, эпитет)… используется  с целью  …  
  • Тема этого стихотворения …
  • Анализ  текста   вывел нас к  авторской позиции. С точки  зрения поэта, … 

Комментариев нет: