понедельник, 17 октября 2016 г.

Фет безглагольный. Урок литературы в 10 классе (2011)

Фет безглагольный. Учимся анализировать и интерпретировать поэтический текст. Урок литературы в 10 классе (2011)
Цель урока: развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения.
Задачи урока: 1.Образовательная: узнать особенности поэтики стихотворений Фета (музыкальность и импрессионистичность); пародию Д.Минаева на Фета; «безглагольные» стихотворения Фета; приёмы анализа композиции поэтического текста; понятие импрессионизма в искусстве,  имена художников – импрессионистов и их картины; научиться применять приёмы композиционного анализа поэтического текста, интерпретировать поэтический текст.
2. Развивающая: обогащение  и   усложнение словарного запаса, овладение выразительными свойствами  языка; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
3.Воспитательная: воспитание эстетического вкуса.
Оборудование: 1.Распечатки стихотворений Д.Минаева, А.Фета, карточка-помощница, схема анализа поэтического текста, «Вверх по лестнице смыслов».
2.Презентация Prezi «Импрессионистичность и музыкальность лирики А.Фета»
Ход урока
I. Мотивация познавательной деятельности
Атрибуция текста. Чтение стихотворения. Кто автор? Докажите.
Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят, -
Посрамленье, гибель Руси.
И разврат, разврат!..
Это не Фет, это пародия поэта Дмитрия Минаева на стихи Фета. Какие черты поэтики Фета здесь пародируются?
II. Целеполагание
Мы продолжаем знакомиться с особенностями лирики Фета, продолжаем учиться анализировать и интерпретировать поэтический текст.
III. Введение новых знаний
1.Чтение стихотворения Фета «Как беден наш язык!».
Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
Почему в этом стихотворении две строфы? Какие же две мысли? Эти мысли близки или противопоставлены? (Обычный человек не может высказать свои мысли, лишь поэт способен передать в словах свои и чужие мысли и чувства.) Вам близка такая позиция?
2.Импрессионистичность лирики http://prezi.com/_pmipva1au_c/presentation/
Прочитайте стихотворения Фета. Что объединяет эти тексты? Обратите внимание на части речи.
1.Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

2.Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                 Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
                  Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
                  Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                  Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                  Это всё - весна.
Эти стихи Фета безглагольные. Почему поэт избегает глаголов? (Не нужны действия, просто отдельные мгновения жизни, впечатления поэта.)
В Европе  в это же время появляются художники, которых все отвергают: у них непонятные картины. Позднее живописцы с такой же манерой появятся и в России. Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Клод Моне, Камилл Писсарро, Фредерик Базиль, Константин Коровин, Валентин Серов, Игорь Грабарь. Импрессионизм (фр.- впечатление) – направление в искусстве конца 19 в. – начала 20 в. Фрагментарность композиции, мгновения жизни, впечатления художника от реальности (а не реальность), воздушность, размытость, свежесть. Раздельные мазки, наложенные на холст.
Вывод. Фет стремится зафиксировать в стихах впечатления от мига жизни (не реальность), создаёт импрессионистический образ природы в лирике.
3.Музыкальность лирики
Прослушивание романса Н.Ширяева «Сияла ночь» на стихи Фета.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Средства, создающие музыкальность стихотворений Фета:
 - фонетические средства - звукопись (аллитерация, ассонанс),
 - синтаксические средства (параллелизм, анафора, повтор союзов, однородные члены). Найдите подобные средства в этом стихотворении.
Вывод. Стихи Фета музыкальны и мелодичны.
IV.Формирование умений анализа и интерпретации поэтического текста
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
                                                  Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря
                                               И лобзания, и слёзы;
                                         И заря, заря!                                     
1850
         1.Восприятие стихотворения.
Что в тексте показалось необычным? Что непонятно? Что увидели? Что услышали?
Что почувствовали? Что необычно с точки зрения синтаксиса?
Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.
Что необычно с точки зрения морфологии?
В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.
          2. Языковая композиция текста.
Какие имена существительные указывают на природу?
Какие имена существительные указывают на состояние человека?
Построим два словесных тематических ряда:  природа и человек.
«Природа» - трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря.
«Человек» - шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.
Вывод. В основе композиции лежит приём психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.
        3. Композиционный анализ.
Первая строфа
Какова микротема? Свидание влюблённых вечером у ручья.
Какие краски? Почему? Неяркие краски.
Какие звуки? Почему? Шёпот, колыханье.
Какова роль средств художественной выразительности? Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро».
Вторая строфа
О чём идёт речь? Ночь, которую проводят влюблённые.
Какие звуки? Тишина.
Какие краски? Почему? Нет цветовых определений.
Какова роль эпитетов?
Третья строфа
Какова микротема? Утро, расставание влюблённых.
Какие краски? Почему? Яркие тона.
Какие звуки? Почему? Слёзы, поцелуи.
Какова роль средств художественной выразительности?
Вывод. Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.
         4.Время и действие.
В стихотворении глаголов нет, а действие есть. Как автор этого добивается?
В большинстве имён существительных заключено движение – трели, колыханье.
Какова временная характеристика? Вечер, ночь, утро.
       5. Ритмический рисунок стихотворения.
Работа в парах или группах.
Метр – хорей. Размер -  разностопный с пиррихиями. Константа на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная. Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная, богатая, открытая и закрытая. Рифмовка в строфе перекрёстная.
Вывод. Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.
           6. Особенности композиции стихотворения.
В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе 1 стих – человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются.
Вывод. Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность. 
V.Рефлексия
Что узнали на уроке? Чему научились? В чём польза урока?
Приложение
Примерная схема анализа поэтического текста
1.Ритмический рисунок (организация)
Метр (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).  Размер (количество стоп в строчках).  Константа (последнее сильное место в строке).  Клаузула (окончание).  Длина строчек.  Анакруза (начальное слабое место в строке).  Цезура (словораздел внутри строки).  Рифма в стихе.  Рифмовка в строфе.
2.Композиция поэтического текста
Строфы и стихи.  Микротема каждой части. Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды.  Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж. Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
3. Художественные образы и мотивы
Лирический герой.
4.Художественное время и пространство
5. Языковые уровни текста
а) Фонетический уровень.  Звукопись.  Аллитерация на …(согласные). Ассонанс на …(гласные).
б) Морфемный уровень.  Роль морфем.
в) Лексический уровень.  Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы.  Эмоциональная окраска.  Цветопись.
г) Морфологический уровень.  Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность).
д) Синтаксический уровень.  Синтаксические конструкции.  Необычный порядок слов.  Роль знаков препинания.  Фигуры.
6. Языковые средства художественной изобразительности
Тропы и фигуры.
7. Тема и идея текста
Литература
1.      Ясинская С.Г. Презентация Prezi «Импрессионистичность и музыкальность лирики А.Фета». - http://prezi.com/_pmipva1au_c/presentation/   
2.      Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.
3.      Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988.
4.      Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970.
5.      Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998.
6.      Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997.
7.      Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002.
8.      Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001.
9.      Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994.
10.  Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, №11.
11.  Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, №11.
12.  Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982.
13.  Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000.

Комментариев нет: