пятница, 25 ноября 2016 г.

Мой книжный улов: ноябрь 2016

    Купила книги.
Александр Жолковский "Блуждающие сны. Статьи разных лет".
     Александр Константинович Жолковский — российско-американский филолог, прозаик, мемуарист, профессор Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), автор исследований по теоретической семантике и по поэтике выразительности, разрабатывавшейся им совместно с Ю.К.Щегловым. В списке трудов «профессора Z.» — книги о Зощенко, Бабеле и Пастернаке, а также многочисленные статьи, посвященные поэзии и прозе XIX–XX веков. Книга под названием «Блуждающие сны» впервые увидела свет в 1992 году и уже в 1994 году была переиздана с дополнениями. Объединенные в ней работы о русских классиках восхищают мастерством анализа и вместе с тем неожиданным ракурсом исследования, смелостью интертекстуальных параллелей, свободой от идеологических клише, — самим сочетанием образцовости и провокационности, непривычным в освещении сугубо научных проблем. Зачитанные экземпляры книги (включена в программу обязательного чтения на филологических факультетах) давно стали библиографической редкостью. Это издание «Блуждающих снов», уже третье по счету, выходит в измененном составе: помимо хорошо известных, здесь публикуются новейшие и ранние статьи ученого.
Михаил Эпштейн "Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров".
    "Михаил Наумович Эпштейн - российский философ, культуролог, литературовед, лингвист, эссеист. Он автор тридцати книг и более семисот статей и эссе, переведенных на два десятка иностранных языков. Его новая книга посвящена поэзии как особой форме речи, в которой ритмический повтор слов усиливает их смысловую перекличку. Здесь говорится о многообразии поэтических миров в литературе, о классиках и современниках, о тех направлениях, которые сформировались в последние десятилетия ХХ века. Но поэзия - это не только стихи, она живет в природе и в обществе, в бытии и в мышлении. Именно поэтому в книге возникает тема сверхпоэзии - то есть, поэтического начала за пределами стихотворчества, способа образного мышления, определяющего пути цивилизации."
Умберто Эко "Сказать почти то же самое".
"Сказать почти то же самое" - скорее, совокупность практических рекомендаций, которые касаются извечных трудностей и "подводных камней" в работе переводчика. Значительную её часть составляют примеры конкретных переводческих решений, что позволяет сравнивать подход их авторов к задачам интерпретации. К тому же книга дает немало пищи для размышлений каждому любителю литературы независимо от того, владеет он или нет иностранными языками. Эко подробно объясняет на интереснейших примерах "что значит "переводить"? Первый ответ, и притом утешительный, может быть таким: сказать то же самое на другом языке".
Ольга Вайнштейн "Денди. Мода. Литература. Стиль жизни".
      Слово "денди" до сих пор сохраняет неизъяснимый оттенок таинственного шарма, а сами денди видятся нам эксцентричными эстетами, творцами гениальных причуд. Но кого можно назвать современным денди? Как возник современный канон мужской элегантности? Зачем денди выводили на прогулку черепашек? Об этих серьезных, а порой и забавных вещах Вы узнаете, прочитав книгу Ольги Вайнштейн "Денди". Среди главных героев книги - знаменитый британский денди Джордж Браммелл, французские щеголи граф д'Орсе, Барбе Д'Оревильи и Шарль Бодлер, декаденты Оскар Уайльд и граф Робер де Монтескье. Европейский дендизм впервые предстает как отчетливая культурная традиция, подразумевающая не только модный костюм, но и повседневный стиль жизни, изысканную манеру поведения, специальные техники тела и тайную харизму. В книге подробно рассказывается об английских клубах и джентльменских розыгрышах, о городском фланировании и "оптических дуэлях", о светских приемах и виртуальном аристократизме. Особый раздел посвящен истории российского дендизма и отечественным стилягам. Книга содержит иллюстрированные вклейки.
Кирилл Кобрин "Книжный шкаф Кирилла Кобрина".
     Книга состоит из 100 рецензий, печатавшихся в 1999-2002 годах в постоянной рубрике "Книжная полка Кирилла Кобрина" журнала "Новый мир". Автор считает эти тексты лирическим дневником, своего рода новыми "записками у изголовья", героями которых стали не люди, а книги. Быть может, это даже "роман", но роман, организованный по формальному признаку ("шкаф" равен десяти "полкам" по десять книг на каждой); роман, который можно читать с любого места.
Кирилл Кобрин "Письма в Кейптаун о русской поэзии и другие эссе".
    Книга известного эссеиста, прозаика, историка Кирилла Кобрина представляет собой сборник эссе, посвященных одной теме - русской поэзии. Сам предмет описания диктует некоторые особенности как жанра, так и стиля; это, скорее, именно проза, но проза non-fiction, невыдуманная проза о самой фантастической и невозможной вещи на свете. Прозаик судит здесь поэта, но делает это (старается делать) по законам, свойственным именно поэтическому высказыванию. Основу сборника составляют `Письма в Кейптаун о русской поэзии`, эпистолярий, в котором автор вел своего рода лирический дневник, посвященный лирике.
Кирилл Кобрин "Шерлок Холмс и рождение современности. Деньги, девушки, денди Викторианской эпохи".
      "Шерлок Холмс и рождение современности" Кирилла Кобрина - это взгляд на мир, созданный Конан Дойлем, как на проекцию викторианской эпохи. Истории о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне оказываются своего рода энциклопедией жизни времен героического капитализма и триумфа британского колониализма. Автор анализирует приключения знаменитого сыщика в контексте различных типов общественного сознания и поведения. Колониальные войны, политические интриги, формирование рыночной экономики, банки, аферы, преступность, технический прогресс и социальная несправедливость, положение женщин, театры, развлечения, бытовая культура, общественный транспорт и пресса - весь мир эпохи зарождающегося модерна, все стороны жизни многонационального Лондона, столицы огромной империи, первого мегаполиса в современной истории отражаются в событиях, центром которых Конан Дойл делает квартиру на Бейкер-стрит.
Георгий Иванов. Собрание сочинений в 3 томах.
     Творчество Георгия Иванова, на протяжении трех десятилетий "первого поэта русской эмиграции", - одно из крупнейших литературных явлений XX века. Многие произведения, публикуются впервые или перепечатаны со страниц периодических изданий, практически недоступных современному читателю.
Энн Тайлер "Катушка синих ниток".
      Уитшенки всегда удивляли своей сплоченностью и едва уловимой особостью. Это была семья, которой все по-хорошему завидовали. Но, как и у каждой семьи, у них была и своя, тайная, скрытая от глаз реальность, которую они и сами-то толком не осознавали. Эбби, Ред и четверо взрослых детей в своем багаже имеют не только чудесные воспоминания о радости, смехе, семейных праздниках, но и разочарования, ревность, тщательно оберегаемые секреты. В романе Энн Тайлер, одной из лучших современных писательниц, разворачивается история трех поколений одной семьи - трогательная, но совсем не сентиментальная, драматичная, но смешная, очень глубокая, но простая. Энн Тайлер иногда называют северной Фэнни Флэгг, но ее истории гораздо ближе рассказам А.П.Чехова - тонкие, грустные и забавные и невероятно глубокие. Она рассказывает их тихим, чуть насмешливым голосом, и они еще долго резонируют в душе, о них думаешь, и собственная жизнь предстает в новом свете - куда более наполненной смыслами. Иные книги ослепительно вспыхивают, рассыпаются фейерверками и гаснут, и снова остается черное небо, в котором помаргивают крошечные звезды - романы Энн Тайлер. Энн Тайлер - лауреат Пулитцеровской премии, роман "Катушка синих ниток" в 2015 году номинировался на премию "Букер".
Леонид Вересов "Искренность, помноженная на дружбу. Линии судьбы и творчества Леонида Беляева и Николая Рубцова".
      В отношениях поэта Беляева и поэта Рубцова была некая за­гадка, связанная с публикацией в Северо-Западном книжном изда­тельстве (СЗКИ, Архангельск) книги Беляева «Дожди грибные» и книги Рубцова «Душа хранит» в 1969 году. Думается, эта работа рассеивает туман неизвестности в данном вопросе. Работа основа­на на анализе архивных материалов, хранящихся в ГАВО (Госу­дарственный архив Вологодской области) и Центре хранения доку­ментации г. Череповца (Череповецкий государственный архив), впервые вводимых автором в научный оборот. Так же широко ис­пользуется газетный материал, тщательно отбираемый автором длительное время.
Леонид Вересов "Николай Рубцов: легенды, были, воспоминания XXI века".
     "Рубцов был публичным человеком. И самые раз­личные воспоминания остались о нём у современников. Как автор, нахожусь между двух огней, между двух ли­ний, которые, честно сказать, импонируют. М.В. Су­ров однажды заявил: «Всё, что касается Рубцова, должно быть предельно открыто». Но ещё в 1984 году в одном из интервью поэт Владимир Соколов утверждал: «За последнее время у Рубцова опублико­вано много такого, чего сам поэт не хотел бы видеть напечатанным». Вот и лавирую в море легенд и исто­рий, воспоминаний и реплик о поэте Рубцове. Но для меня это море, в первую очередь, море любви к рубцовской поэзии".

Комментариев нет: