воскресенье, 15 января 2017 г.

Лев Айзерман «Уроки шестидесятилетнего опыта преподавания литературы в школе»

УГ
Фото Наталии Усенко.«Учительская газета», №51 от 20 декабря 2016 года 
Один в поле воин, или Время собирать камни
Светлана Руденко

За почти что два десятка лет работы в редакции приходилось сталкиваться с разными людьми, приносящими свои статьи в газету, - профессионалами своего дела и только начинающими свой трудовой путь, интересными и не очень, запоминающимися и теми, чьи лица быстро стирались из памяти... Кто-то писал две или три статьи, кто-то вел колонку год или даже два, а кто-то становился другом редакции на многие годы, даже десятилетия. Среди этих немногих - учитель русской словесности, коренной москвич Лев Соломонович Айзерман, по многим причинам особенный. В первую очередь потому, что ему довелось прожить яркую и долгую жизнь, на его веку менялись эпохи и политические системы, рушились целые империи, на смену им приходили новые. Айзерман менялся вместе со страной, избавляясь от иллюзий и розовых очков, при этом не изменяя главному - детям и самому себе.
...В школу он пришел в 1952 году, за больше чем шестьдесят лет учительства Лев Соломонович написал 21 книгу и сотни статей, многие из которых были опубликованы именно в «Учительской газете». Если бы меня попросили назвать главные качества этого человека, я бы, не задумываясь, сказала - неравнодушие и страсть к чтению. Прожив на свете больше восьмидесяти семи лет, Лев Соломонович не перестает живо откликаться на все то, что происходит в сегодняшнем мире, будь то публикация в журнале или политическое событие. Ну а главная сфера интересов для Айзермана по-прежнему школа и уроки литературы. Впрочем, рассуждая об уроках литературы, Лев Соломонович пишет не только о них, а, по сути, о нашей жизни с ее проблемами и нравственными исканиями. Две недели назад Лев Айзерман принес в редакцию свою новую книгу «Уроки шестидесятилетнего опыта преподавания литературы в школе» (М. - СПб.: Нестор-История, 2016, 152 с.). Как оказалось, тираж мизерный - всего-то 400 экземпляров, которые Лев Соломонович издал за свои собственные деньги.
- Издательствам невыгодно печатать такие книги, как моя, - говорит Айзерман. - Посмотрите, что продается в книжных магазинах: «Как сдать ЕГЭ», «Как написать сочинение». Самое главное в обучении - процесс обучения. Но кого это интересует? Как сказала одна директорша школы учительнице литературы: «Меня не интересует, что вы там делаете на своих уроках. Но мне нужны победители олимпиад. Идите и готовьте!» «Мне нужны учителя, которые делают мне стобалльников», - уведомил новый коллектив другой директор. Я же человек старый и старомодный. Я пишу об уроках литературы.
Главный герой новой книги Айзермана... школьный урок, который Лев Соломонович называет «клеточкой школьного организма». В нем все начала и все концы.
«Но вспоминается о школьном уроке, пишут о нем только по великим праздникам конкурсов «Учитель года». Да и есть хоть одна книга с избранными уроками этого конкурса за эти 25 лет? Зайдите в книжный магазин - ни одной книги о реальных уроках реальных учителей там нет. Только то, что на выходе: подготовка к ЕГЭ, классика в кратком изложении, готовые сочинения, готовые рефераты, доклады», - пишет в предисловии к своей книге Лев Соломонович.
По сути, книга - это 14 глав, в названии которых так или иначе есть слово «урок»: «Зачем я иду на урок литературы», «Другая модель урока», «Уроки разномыслия и разночувствия», «О бедном уроке замолвите слово»... Какие-то из этих глав вышли как статьи в разных журналах, какие-то - из рукописей прошлых лет или из неопубликованного.
Каким должен быть школьный урок литературы, если большинство учеников не читают произведения классиков, узнавая содержание из краткого пересказа на трех страницах. Что говорить о детях, если, по некоторым данным, до 70 процентов нынешних учителей-филологов не читали романа «Война и мир».
«У меня «Произведения русской литературы в кратком изложении», - пишет в своей книге Айзерман. - «Собачье сердце» на трех страничках. «Однажды вечером Шариков привел в квартиру девушку, на которой собрался жениться. Профессор все рассказал ей про Шарикова, и тот в отместку написал про него донос, который, к счастью, попал в руки одного из пациентов Преображенского. Филипп Филиппович приказал Шарикову убраться из квартиры. Но тот показал профессору кукиш и вынул из кармана револьвер. Это было последней каплей. Через несколько секунд распростертый Шариков лежал на кушетке. Борменталь душил его маленькой подушкой. А профессор в ужасе метался рядом. В квартире наступила тишина».
«Русская литература распивочно и на вынос», - делает вывод учитель.
В этой книге вы не найдете конкретных советов и методических разработок. Она хороший повод задуматься о смысле жизни и о предназначении школьных уроков литературы, о предназначении учителя. О воспитании патриотизма и о ценностях мнимых и вечных. Книга Айзермана для думающего, ищущего педагога, ведь речь здесь идет, по сути, не только о литературе, а о том, как, осмысливая прошлое, двигаться в будущее. Не сбрасывая при этом с «корабля современности» Пушкина, Достоевского и Толстого.
«Время собирать камни. Время смотреть вперед, оглядываясь назад. Время думать о сделанном, несделанном и о путях движения вперед...»

Комментариев нет: