четверг, 26 января 2017 г.

Мои эссе: "Живой труп". «Всё обман, всё ложь»

Рецензия на пьесу Льва Толстого «Живой труп»
«Всё обман, всё ложь»
Знаем мы эту дружбу.
Только бы не было препятствий.
Лев Толстой
       «Ездил смотреть «Дядю Ваню» и возмутился. Захотел написать драму «Труп» (Л.Толстой). И написал.
        «Анна Павловна. Не спокойна,-- а что сделано, то сделано. Если я, мать, не только допустила, но радуюсь тому, что моя дочь бросает мужа, значит, стоит он того. Надо радоваться, а не печалиться, что можешь освободиться от такого дурного человека, освободиться от такого золота. Саша.  Мама, зачем вы говорите так? Ведь вы знаете, что это неправда. Он не дурной, а, напротив, удивительный, удивительный человек, несмотря на его слабости».  И это всё о нём. О Фёдоре Васильевиче Протасове.
       Нелирическое отступление. Внимательно прочитала драму «Живой труп» (1900) великого писателя. Текст (Собрание сочинений в 14 томах, том 11, 1952) показался каким-то неряшливым, недоделанным, поэтому полезла в примечания. Оказывается, Толстой написал 12 картин из 15 задуманных, не завершил и художественную обработку драмы. Пьеса была опубликована после смерти автора (с.385).
        Кто такой Федя Протасов? Настоящий мужчина? Его любит жена Лиза (в начале пьесы), его любит сестра жены Саша, его любит цыганка Маша. «Мот, пьяница, развратник», по словам тёщи Анны Павловны. В разговоре с князем Абрезковым Фёдор размышляет о 10 (!) годах «своей беспутной жизни». «Как я дошел до своей гибели? Во-первых, вино. Вино ведь не то что вкусно. А что я ни делаю, я всегда чувствую, что не то, что надо, и мне стыдно. Я сейчас говорю с вами, и мне стыдно. А уж быть предводителем, сидеть в банке--так стыдно, так стыдно...»  Стыдно ему аж 4 раза!  Кстати, «во-вторых» так и не последовало. Трудиться он тоже пробовал, но остался «недоволен». Непонятно только, кем недоволен. Собой? Обществом? Жену заглавный герой, видимо, не любил и не любит. В диалоге с Петушковым «утонувший» Протасов называет Лизу «идеальной женщиной» без изюминки.
         Нелирическое отступление. Федя всё время находится вне дома: у цыган, в кабинете Афремова, в скромной квартире, в трактире, в камере судебного следователя, в здании окружного суда.   К нему приезжают и зовут вернуться в семью Виктор Каренин (действие 1), Саша (действие 2), князь Абрезков интересуется его планами на будущее (действие 3).
        Образ Феди кажется мне футлярным (не по-чеховски). В этот футляр читатель, режиссёр, актёр могут складывать любые свои ассоциации или, например, требования генеральной линии партии. Протасов может быть негодяем, несчастным алкоголиком, страдающим семьянином, слабым человеком, борцом с лицемерной моралью, почти революционером с натяжкой. Сочетание несочетаемого не только в названии драмы, оксюморонным стал образ Фёдора. Живым трупом является Протасов уже 10 лет. Может, женщины его любят и за это?
          Нелирическое отступление. В основу сюжета легло судебное дело супругов Гимеров. По просьбе жены спившийся муж инсценировал самоубийство, она вышла замуж за другого. Случайно всё раскрылось, супруги предстали перед судом и получили срок (с.385).
       Драма Толстого ещё и о разных вариантах любви. Свободная любовь Феди и цыганки Маши. Законная (недолго) любовь Лизы и Виктора Каренина. Чистая (убитая) любовь Абрезкова и матери Каренина. Финал везде одинаков: счастья нет. В сцене суда (действие 6) молодой адвокат говорит князю о супругах Карениных: «Не их судят, а они судят общество».  
         В 1894 году в дневнике Толстой написал: «Ясно пришла в голову мысль повести, в которой выставить бы двух человек: одного — распутного, запутавшегося, павшего до презрения только от доброты, другого — внешне чистого, почтенного, уважаемого от холодности, не любви». Тоже вариант.
Источники
1.Л.Н.Толстой «Живой труп» http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1270.shtml

2.Ю.П.Рыбкова. Комментарии http://rvb.ru/tolstoy/02comm/0272.htm

Комментариев нет: