среда, 25 июля 2018 г.

Мои эссе. «Я – ветер, что не петь не может!» О книге В.Г.Бондаренко «Северянин»

Опубликована рецензия на сайте издательства "Молодая гвардия". Здесь
«Я – ветер, что не петь не может!» О книге В.Г.Бондаренко «Северянин» 
Вкусная конфета или пустой фантик? 
Владимир Бондаренко 
Одним он казался почти гениальным, 
Другим – будуарно-бульварно банальным. 
Вадим Шефнер 
Укуси меня, цеце! Я живу в Череповце. 
Игорь Эпанаев, череповецкий поэт 
      Я тоже живу в Череповце. В семи минутах ходьбы от моего дома находится здание реального училища, в котором четыре года учился юный Игорь Васильевич Лотарев (1887-1941). В нескольких десятках километров от моего города находится дом в деревне Владимировке, в котором расположился единственный в России литературный музей поэта Игоря-Северянина. Мне нравится его необычный псевдоним с дефисом.
      В моей домашней библиотеке есть несколько изданий Игоря-Северянина (со статьями В.А.Кошелева и В.А.Сапогова), брошюра местного краеведа-историка В.Н.Минина «Усадьба «Сойвола». Поэтическая колыбель Игоря Северянина» и книга местного поэта Вениамина Мальцева «Король поэтов о короле поэтов». Недавно появился том Владимира Григорьевича Бондаренко «Северянин: «Ваш нежный, ваш единственный…» в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Расскажу об этой отличной книге.
       Предлагаю вначале ответить на вопросы викторины, составленной на основе книги Владимира Бондаренко.
1.Какого поэта побаиваются литературоведы: Иосифа Бродского или Игоря-Северянина?
2.Где родился Игорь Лотарев: в Череповце или Санкт-Петербурге?
3.Первое увлечение Северянина: цирк или опера?
4.Кого в 1918 году в Москве избрали королём поэтов: Маяковского или Северянина?
5.Каких двух поэтов Северянин считал своими учителями?
6.Какой сборник стихов Северянина особенно выделяет В.Бондаренко: «Громокипящий кубок» или «Классические розы»?
Ответы. 1.Игорь-Северянин. 2.Санкт-Петербург, улица Гороховая, 66. 3.Опера. 4.Северянин. 5.Мирра Лохвицкая и Константин Фофанов. 6. «Классические розы».
      В книге Бондаренко 21 глава и приложение: 20 писем Игоря-Северянина Георгию Шенгели, основные даты жизни и творчества, библиография. Автор называет главным знатоком жизни и творчества Игоря-Северянина Михаила Петрова. Биограф подчёркивает, что творчеством Северянина занимаются в основном любители, а литературоведы почему-то им мало интересуются (есть монография В.Терехиной и Н.Шубниковой-Гусевой): «Моя книга о нём – первая попытка развёрнутого жизнеописания поэта». Бондаренко объездил «все возможные места пребывания Игоря-Северянина, что помогло понять его характер и привычки». Владимир Григорьевич считает, что самохарактеристика поэта (царственный паяц) весьма меткая: «Эта надтреснутая чашка ущербной славы мешала его творческой жизни. Царственный – но паяц; паясничающий – но на царстве».
      Из первых глав книги мы узнаем о детстве поэта, петербургском и череповецком (Сойвола, Владимировка, училище в Череповце, реки Суда, Шексна). Игорь Лотарев любил оперу, чтение, но терпеть не мог учиться. Он даже не закончил Череповецкое реальное училище, на этом его образование завершилось. Поэма «Роса оранжевого часа» о детстве и юности Северянина.
Для всех секрет полишинеля,
Как мало школа нам дает…
Напрасно, нос свой офланеля,
Ходил в нее я пятый год:
Не забеременела школа
Моим талантом и умом,
Но много боли и укола
Принес мне этот «мертвый дом»,
Где умный выглядел ослом.
Убого было в нем и голо, –
Давно пора его на слом!
«Эта явная недообразованность ощущалась им всю жизнь».
     Отдельная глава посвящена истории необычного псевдонима Игоря Лотарева. Князь Олег Сойволский, Квантунец, Изгнанник, Мимоза, Игорь Судский - целый список юношеских псевдонимов. Константин Фофанов в стихотворении «Акварель» писал:
Я видел вновь весны рожденье,
Весенний плеск, зеленый гул...
Но прочитал Твои творенья,
Мой Северянин, — и заснул.
В 1907 году Игорь Лотарев стал поэтом Игорем-Северянином.
      Обстоятельно анализируются стихи Северянина, посвящённые событиям Русско-японской войны. «Можно по-разному относиться к стихам юного поэта, но нельзя не уважать горячую искренность патриотического порыва».
       Конечно же, рассказано и о том, как Лев Толстой оценил стихотворение Северянина «Хабанера II»:
Вонзите штопор в упругость пробки, -
И взоры женщин не будут робки!..
Об этом стало известно из очерка писателя Ивана Наживина: «До какого падения дошла русская поэзия! Вокруг виселицы, полчища безработных, убийства, пьянство, а у них – упругость пробки!» После этих слов великого классика Игорь-Северянин стал знаменитым и модным поэтом.
       Северянин очень любил поэзию Мирры Лохвицкой и Константина Фофанова, считал их своими наставниками:
Я Лохвицкую ставлю выше всех:
И Байрона, и Пушкина, и Данта.
     В книге Владимира Григорьевича есть также глава «Донжуанский список поэта». В Гатчине, например, он не только влюбился и бросил беременную возлюбленную, но и написал сборник «Громокипящий кубок» (1913). Можно прочитать и письма поэта его единственной законной жене Фелиссе Круут.
    Бондаренко утверждает: «Игорь-Северянин стал основоположником массовой культуры в России. На фоне заумных символистов и изломанных декадентов он быстро вызвал интерес широкой публики. Обладая чутьём на запросы массовых читателей, он начал смело подыгрывать им, при этом умело удерживаясь на грани пародии и издёвки над этим же читателем. Тогда-то он и изобрёл свой грезофарс, соединяя мещанские гламурные грезы с едким фарсом… Куда помещать такие стихи: в раздел сатиры и юмора или в раздел стихов о любви?» «Говоря нынешним языком, поэзия Северянина – это непрерывный троллинг массового читателя».
      Современники много писали о Северянине: восхищались, издевались, иронизировали. Писали о его безвкусии и необразованности, отсутствии широкой культуры. «Так и вырос поэт с мощным стихийным талантом, но без необходимых знаний». Биограф рассказывает о шутовском эгофутуризме, избрании короля поэтов в 1918 году. Глава о Северянине и Маяковском называется «Два великана». Бондаренко уважительно написал и о самом верном ученике Северянина – о Георгии Шенгели.
      После отъезда в Эстонию Северянин отказывается от маски царственного паяца. «Начало XX века вообще несло в себе некую карнавальность, маскарад. Думали, маскарад будет весёлым и радостным, получилось наоборот». Творчество Северянина делится на два периода: эпатажный дореволюционный и лирический послереволюционный. Символом второго периода стал сборник «Классические розы» (1931).
       В Эстонии поэт называет себя не эмигрантом, а дачником. «На место кринолинов и грезерок в поэзию Игоря-Северянина вошла его родная Россия» и Эстония:
Россонь - река совсем особая,
Чудотворящая река:
Лишь воду я ее испробую -
Любая даль не далека.
И грезы ломкие и хрусткие
Влекут к волнующему сну:
Я снова вижу реки русские -
Нелазу, Суду и Шексну.
       В 1940-1941 годах появляются стихи, которые биограф называет «сталинским циклом», «сталинским грезофарсом». Например, «Красная страна», «Привет Союзу». Игорь- Северянин умер 20 декабря 1941 года в Таллине.
       Владимир Григорьевич Бондаренко любит своего героя, любит его поэзию. Об этом он и написал свою замечательную книгу. Спасибо!
       Положительные стороны книги Бондаренко.
1.Свой аргументированный взгляд на жизнь и творчество поэта (подробно об этом в моей рецензии).
2.Обилие цитат из воспоминаний о поэте и литературоведческих трудов.
3.Достаточно полная биографическая информация.
4.Чёткая авторская позиция публициста.

Комментариев нет: