суббота, 21 июля 2018 г.

Мои эссе. Французская госпожа Простакова, или Как воспитать недоросля Поля

Французская госпожа Простакова, или Как воспитать недоросля Поля 
И она стала мечтать о любви. 
Ги де Мопассан 
С этих пор у нее была одна мысль - о ребенке. 
Ги де Мопассан 
         В 1782 году появилась известная комедия русского драматурга Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792) «Недоросль». Спустя сто лет, в 1883 году, родился первый роман знаменитого французского писателя Ги де Мопассана (1850-1893) «Жизнь» («История одной жизни»).
         В центре этих произведений образы дворянок: русской госпожи Простаковой и французской мадам Жанны. Они совершенно разные! Простакова грубая, необразованная, деспотичная, а Жанна милая, чувствительная, добрая. Супруг Простаковой, Терентий, боится своей жены, ни в чём ей не перечит: «При твоих глазах мои ничего не видят… В этом я тебе, матушка, и верил, и верю». Муж Жанны, Жюльен, равнодушен к ней и детям (законному и внебрачному), изменяет, ограничивает в средствах: «Он казался совсем иным после возвращения из свадебного путешествия, словно актер, который, сыграв свою роль, принимает обычное выражение лица».
        Обе героини умеют любить! Они обожают своих сыновей, русского Митрофана и французского Поля. Только и Митрофанушка, и Пуле оказались неблагодарными детьми. Последняя реплика Простаковой: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!» Поль довёл до смерти своего деда и разорил семью. Почему же у таких разных женщин сыновья оказались такими одинаковыми? Потому что злющая Простакова (18 век) и ангелоподобная Жанна (19 век) использовали малоэффективную технологию воспитания, слепую эгоистичную материнскую любовь (в отсутствии другой любви).
       После родов Жанна «поняла, что спасена, что защищена от безнадежности, что теперь у нее есть кого любить и более ей ничего не нужно. С этих пор у нее была одна мысль - о ребенке. Неожиданно она стала фанатичной матерью, тем более восторженной, чем сильнее чувствовала себя разочарованной в своей любви и обманутой в своих надеждах». Фанатизм Жанны даже пугал её мужа и родителей. Она безумно любила Поля и заботилась о его здоровье. И всё. Дедушка начал учить внука латыни. «Мать просила только об одном: «Главное, не утомляй его!» - и беспокойно бродила вокруг классной комнаты, куда папочка запретил ей входить, потому что она постоянно прерывала занятия, спрашивая: «Пуле, не озябли ли у тебя ноги?» - или: «Не болит ли у тебя головка, Пуле?» - или же останавливала учителя: «Не заставляй его много говорить, ты утомишь ему горло». Зато мальчик увлёкся садоводством. Упоминание о коллеже довело Жанну до истерики. «На что ему знания? - говорила мать... Тогда барон заговорил решительно и повысив голос: Жанна, ты не имеешь права распоряжаться этой жизнью. То, что ты делаешь с ним, низко и почти преступно: ты жертвуешь своим ребенком во имя личного счастья. Закрыв лицо руками и неудержимо рыдая, она лепетала сквозь слезы: Я была так несчастна... так несчастна! Теперь же, когда я нашла успокоение вблизи сына, его у меня отнимают. Что будет со мною... совсем одинокой... теперь?» Поль учился плохо, сошёлся с проституткой, сбежал из дома… В финале романа Мопассана Жанна становится бабушкой: «И когда крохотное создание, разбуженное ярким светом, открыло голубые глаза и пошевелило губами, Жанна, подняв его на руках, стала безумно целовать». Очевидно, что внучка будет воспитана так же, как её отец.
        Простакова тоже заботится только о питании и здоровье Митрофана: «Поди, порезвись, Митрофанушка». Неграмотная дворянка нанимает «учителей» для сына и даёт на уроках Митрофану «ценные» советы: «Ты хоть для виду поучись… А там и женишься». Цель такого «учения» - женитьба на богатой невесте. В последнем явлении любящая мама слышит слова сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
      В комнате юной Жанны в «Тополях» на стене висело панно, на котором была изображена античная любовная история Пирама и Фисбы. Такой любви к мужчине Жанна не испытала. К сожалению? К счастью? Зато она испытала материнскую любовь. Последние слова служанки-подруги Розали очень многозначительны и утешительны: «Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают».
Источники
1.Д.И.Фонвизин «Недоросль» http://az.lib.ru/f/fonwizin_d_i/text_0020.shtml
2.Ги де Мопассан «Жизнь» http://az.lib.ru/m/mopassan_g_d/text_1883_zhizn.shtml

2 комментария:

Наталья Клементьева комментирует...

Интересные наблюдения, Светлана Георгиевна)Спасибо!

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо за отклик.