пятница, 13 июля 2018 г.

Под особым прицелом оказались учителя-словесники. Какие ошибки часто пропускают учителя?

Из ФБ
Рособрнадзор: Каждый десятый педагог-словесник плохо знает русский язык.
Если раньше для прохождения аттестации учитель мог просто собрать подтверждения своего участия в конкурсах и конференциях, то новая модель оценки педагогов предполагает проверку знаний конкретного предмета и методики его преподавания.
13.07.2018 г.
Под особым прицелом оказались учителя-словесники. О том, на сколько баллов, они знают свой предмет, "КП" рассказала Лидия МАЛЫГИНА - научный руководитель системы дистанционного обучения WWW.LIKBEZ.ORG, доцент кафедры стилистики русского языка факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
– По последним данным Рособранадзора, каждый десятый преподаватель русского плохо знает свой предмет. Неужели это правда, может быть, цифра преувеличена?
– К сожалению, нет. Данные совпадают и с результатами моего независимого исследования. Родители выпускников пишут, например: «Моя дочь в этом году сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. Это было подтверждено информацией, опубликованной на официальном сайте. Но уже во время вступительных экзаменов в вуз после перепроверки появилась информация о том, что балл снижен до 86». Часто баллы существенно снижаются из-за обнаруженных стилистических ошибок в сочинении.
– Какие ошибки часто пропускают учителя?
– Вот, например, одна стобалльница написала: «В рассказе «Уроки французского» В.Распутина учительница Лидия Михайловна помогает своему ученику не только в предмете, но и не умереть с голоду» (ошибка в однородных членах предложения: «не только в предмете, но и не умереть»). Учителя речевой недочет почему-то пропустили.
– Перепроверяются не только сочинения стобалльников, но и работы всех выпускников школ, желающих учиться в самых престижных вузах. Последние два года сочинения абитуриентов, поступающих на все факультеты МГУ, повторно проверяют члены приемной комиссии вуза. Уже есть какая-то статистика, касающаяся наиболее распространенных ошибок?
– Поступающий может дополнительно получить за свою работу до 3 баллов (правда, 3 балла редко кто получает!). Вот рейтинг самых распространенных стилистических недочетов, из-за которых на экзаменах проваливаются даже отличники:
1. Плеоназм, или дублирование смысла (монументальный памятник; короткий блицтурнир; первый дебют; памятный сувенир);
2. Ошибки в управлении при однородных членах предложения (любим и заботимся о родных; надеялись и верили в победу, создать и руководить фирмой; правила въезда и выезда в Российскую Федерацию);
3. Неправильный порядок слов в предложении («Вперед вырвались автомобили французов, которые имели более мощный двигатель» (союзные слова который, какой, чей должны замещать ближайшее к ним предшествующее существительное).
– Недавно вы проводили эксперимент «Ликвидация безграмотности: 100 дней», в котором принимали участие учителя-словесники. Что выяснилось в ходе эксперимента?
– Я заметила, что старшеклассники практически не используют в сочинениях приемы языковой игры. Искала этому объяснение. В ходе эксперимента, в котором участвовали 350 педагогов из всех регионов страны, выяснилось, что во фразах «Наша милиция себя не бережет. Дворцовые перевороты, оборотни в погонах... и другие приключения ментов – новых ментов» иронию выявляют только 7 из 10 преподавателей. Мы выяснили, что учителя не знают значения многих слов. Например: апробировать (то есть одобрить, а не попробовать), нелицеприятный (то есть честный, объективный, а не неприятный).
Некоторые преподаватели не видят стилистические ошибки, связанные с неправильным выбором слова («Страховое вознаграждение за гибель в авиакатастрофе» (вместо: страховые выплаты); деепричастными оборотами («Увидев отлаженную армейскую жизнь, у многих ребят изменилось отношение к службе»); нарушением управления («Кроме неработающей бабушки, для ребенка наняли няню»).
– Чем можно объяснить безграмотность учителей-словесников?
– Если педагог 10 лет целенаправленно готовил старшеклассников только к сдаче тестов, то он сам за это время мог утратить навык качественной проверки сочинений. Слава Богу, многие учителя это осознают. На призыв в интернете за 100 дней ликвидировать безграмотность первыми откликнулись именно педагоги-словесники.

6 комментариев:

Ольга Голубева комментирует...

Здравствуйте, Светлана Георгиевна!
Я в возмущении после прочитанного сообщения!
Предлагаю ВСЕМ вузовским преподавателям ВСЕГДА проверять итоговое сочинение, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО и пр.
Пусть каждый из них находит ВСЕ ошибки.
А всем проверяющим учителей ОБЯЗАТЕЛЬНО работать в школе и вести тот предмет, который выходит на ГИА. Показать класс в подготовке!!!

Наталья Клементьева комментирует...

Я поддерживаю,когда престижный вуз вводит свои вступительные экзамены, а не перепроверяет результаты ЕГЭ.Человеческий фактор. И от него никуда не уйти. Особенно, если это сочинение.

Лилия Викторовна Постных комментирует...

Да, очень грустно как-то!

Светлана Георгиевна комментирует...

Дорогие коллеги, я согласна с каждым вашим словом. Тоже возмущена! Пусть придут в наши обычные школы и покажут класс.

Ольга Николаевна комментирует...

"В чужом глазу соломинку увидим..."

Светлана Георгиевна комментирует...

Да, Ольга Николаевна, соглашусь с Вами.