понедельник, 27 августа 2018 г.

Мои эссе: "Державин" Юрия Домбровского. Тень мёртвого императора, или Путь наверх

Отзыв о романе «Державин, или Крушение империи» Юрия Домбровского
Тень мёртвого императора, или Путь наверх
Итак, роман «Державин». Я его не дописал,
не хватило ни сил, ни умения.
Юрий Домбровский
Меня ж ничто вредить не может:
Я злобу твердостью сотру;
Моих врагов червь кости сгложет,
А я пиит -- и не умру.
     В 1939 году в Алма-Ате был издан первый роман Юрия Осиповича Домбровского (1909-1978) «Державин, или Крушение империи». Вначале он появился в журнале «Литературный Казахстан». Роман остался незаконченным. В очерке «Деревянный дом на улице Гоголя» прозаик излагает историю книжной и журнальной публикаций этого произведения.
      Я прочитала роман Домбровского два дня назад, документальную книгу Алексея Иванова «Вилы» («Увидеть русский бунт») - два месяца назад, биографию «Державин» Владислава Ходасевича - много лет назад (сняла книгу с полки для нового чтения). Эти тексты вдруг встретились в памяти.
     Юрий Осипович входит в число моих любимых писателей уже давно. «Домбровский – один из самых сильных прозаиков XX века, что по нашим, что по западным меркам; он написал достаточно - и на достаточном уровне, -  чтобы числить его в первых рядах» (Дмитрий Быков).
     Незаконченная книга посвящена молодому подпоручику Гавриилу Романовичу Державину (1743-1816) и его покровителю, генералу Александру Ильичу Бибикову (1729-1774). Текст состоит из 8 глав. Глава первая называется «Генерал смотрит в окно» и начинается именно с этой фразы. Глава восьмая и последняя «Слава» завершается письменным известием о смерти Александра Ильича Бибикова.
     Тридцатилетний Державин – карьерист-неудачник: «Мои сверстники произведены в генералы, я же имею токмо чин подпоручика». Война с самозванцем Пугачёвым становится для Гавриила потенциальным средством передвижения по карьерной лестнице, но судьба упорно толкает его к другому лифту наверх, о чём герой пока не догадывается (вспомнила роман английского писателя Джона Брэйна «Путь наверх»). Державин служит государыне отлично: посылает шпионов в стан самозванца, круглосуточно допрашивает изменников, рвётся в бой. Правда, шпион работает на два фронта, а некоторых изменников совсем не хочется ему судить.
     Державин понимает, что мир устроен несправедливо: «Так создан свет. Дети живут славой и могуществом своих предков.  И будь у тебя хоть семь пядей во лбу, но если ты не богат и не знатен, не смей и думать о счастье». Заглавный герой сравнивает себя с секретарём Бибикова Бушуевым: «Однако вот подпоручик Державин зарабатывает чин, ежеминутно рискуя своей жизнью, а Бушуев получит чин и орден в два раза скорее перепиской служебных бумаг». Почему? «Он ведь только бедный подпоручик, а у Бушуева, по слухам, не одна тысяча десятин.  Понятно, что пока будет продолжаться существующий порядок, всегда Державин будет спать не раздеваясь, а Бушуев - заниматься перепиской бумаг». А если «безумное бредовое восстание с тенью мёртвого императора во главе» закончится победой пугачёвцев? А если у Бушуева отберут землю? Будет ли он после этого «цениться больше подпоручика Державина»? Интересен эпизод с рисунком главного героя, который удивил его слугу.
     Подпоручик догадывается, в чём причины народного мятежа, поэтому он почти организует побег изменника Халевина, который в одной из сцен рвал и сжигал портреты властителей мира. «Этот странный человек, этот двойной  изменник,  купец  и  бургомистр  - Халевин, захотел не только рождение и смерть человека, но  и  жизнь  сделать равной для всех. Вот за это его сковали,  бросили  в  тюрьму  и  приготовили петлю. Кто знает, впрочем, чем все это кончится. Захочет ли  простой  народ, узревший свободу единожды, снова променять ее на цепи». В диалоге с бургомистром Державин, по словам Дмитрия Быкова, «защищает идею иерархии – ту, на которой зиждется культура».
     В документальной книге о русском бунте Алексей Иванов мельком упоминает Державина. «Державин написал казанскому губернатору смелое письмо: это вы, сударь, виноваты в мятеже, а не мужики. Но и мужиков Державин не щадил: разгонял саблей, карал кнутом, а порою и вешал «из поэтического любопытства». Образ Гавриила Романовича не совсем такой, как у Домбровского: «Державин повернул коня и, бросив свой отряд, полетел обратно в Саратов. Но и там он тоже не задержался: увидев орду Пугачёва, будущий поэт решил созерцать битву за город с безопасного расстояния».
     Юрий Осипович утверждал, что его роман, который он не смог дописать, о преображающей силе творчества, о власти творения над творцом, что в названии «Крушение империи» заключается идея его произведения.
     Пусть роман Домбровского первый и незаконченный, но «сложность миропонимания, эта связь между иерархическим, поэтическим, державным и репрессивным, - делает «Державина» произведением уникальным, причём не только для своего времени» (Дмитрий Быков).
      Источники
1.Ю.О.Домбровский «Деревянный дом на улице Гоголя» http://www1.lib.ru/PROZA/DOMBROWSKIJ/dombrovsky1_7.txt_with-big-pictures.html
2.Ю.О.Домбровский ««Державин, или Крушение империи» http://lib.ru/PROZA/DOMBROWSKIJ/dombrovsky1_1.txt
3.Алексей Иванов «Вилы» («Увидеть русский бунт»).
4.В.Ф.Ходасевич «Державин» http://az.lib.ru/h/hodasewich_w_f/text_0010.shtml
5.Дмитрий Быков «Цыган. Факультет прекрасных вещей Юрия Домбровского» http://rulife.ru/old/mode/article/1263/
6.Дмитрий Быков «Един Державин» https://ru-bykov.livejournal.com/3415670.html
7.Олег Хлебников «Державин» и пустота» https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/04/77034-derzhavin-i-pustota

Комментариев нет: