пятница, 18 февраля 2011 г.

Нечитающие учителя: миф или реальность сегодняшнего дня?

Владимир Журавлёв 
А Вы - читающий учитель?
Не так давно в своём блоге мы проводили экспресс-опрос «Нечитающие учителя, нечитающие библиотекари: миф или реальность сегодняшнего дня?» с результатами которого я хочу вас познакомить в этом посте.
В течение месяца блог «Молодая Россия читает!», где был размещен опрос, посетило около 2500 человек. Откликнулся 41 человек. Расстраиваться? Пожалуй, нет. Будем оптимистами и скажем себе, что заходили люди читающие, занятые и не захотели тратить время, чтобы подтверждать очевидное. Так что же, спросите вы, очевидно в этом опросе – миф это все или реальность? Предлагаю разобраться вместе со мной (помним – я на оптимистических позициях!).
Итак, из 41 респондента, принявшего участие в голосовании, ответы разлеглись следующим образом:
1.      Ложь и клевета! – гневно воскликнули 6 человек (15%)
2.      Похоже на правду –  согласилось большинство – 20 ответивших (около 50%)
3.      Я сам(а) читаю, за других не скажу – скромно констатировали 10 человек (24%)
4.      А зачем читать! В I-нете, если надо, все можно найти – с этим согласились пятеро (почти 12%)
Первое, что бросается в глаза и радует, это что 39% из числа ответивших – безусловно, читающие люди и понимают термин «читать» в традиционном смысле – читать для информации, для ума, для души и сердца (1 и 3). При этом не прослеживается разделения источника – книга или интернет (да и изначально в вопрос не было заложено такой градации). 
Те, кто ответили, что читать вовсе не обязательно (4) – скорее всего высказали свое отношение к традиционному чтению печатных изданий. Согласитесь, что в интернете найти что-либо полезное и нужное тебе, не перелопатив гору информации и не читая её, – практически невозможно!  Нужно не просто «уметь читать», но и уметь извлекать информацию, зачастую формулируя новое знание о предмете поиска, а это уже пилотаж другого уровня, тут формируется информационная культура и проявляется во всей красе личности. Так что 12% смело можно прибавить к читающим 39, получается 51% читающей публики!
Что касается 50% (20), то зададим себе вопрос: кто они? О ком они? На первый вопрос напрашивается ответ – скорее всего, это читающие люди. Вряд ли не читающий про себя так вот открыто скажет: «не читаю и читать не собираюсь!» Да и нечитающие, как мы с вами рассудили выше, вряд ли с ходу нашли бы мой опрос, да еще в блоге с таким названием. Скорее всего, этот ответ подразумевает своих коллег и является результатом тщательного, многолетнего наблюдения. Наблюдения школьного библиотекаря (поскольку они – подавляющее большинство читателей блога). А кто из его окружения может попасть в разряд «нечитающих»? Правильно – учителя! Вот и получается, что оставшаяся половина читающих библиотекарей наблюдает за нечитающими учителями и старается изо всех сил как-то повлиять на ситуацию, проявляя чудеса «информационного лидерства» в школе, а остаток сил и времени отдавая трудному делу приобщения детей к чтению.
Получается, что все 100% ответивших на опрос – читающие люди. И это с большой долей вероятности – школьные библиотекари, с чем вас и поздравляю! Возможно такой результат получился в результате некорректной постановки вопросов. А может быть, всему виной мой позитивный, оптимистический настрой (помните?). Во всяком случае, у каждого есть возможность проверить в своём коллективе, миф это или реальность – нечитающие учителя и библиотекари?
Информация здесь
Форум здесь

Комментариев нет: