пятница, 18 февраля 2011 г.

Моя научно-методическая полка: приёмы приобщения к чтению в школе и библиотеке

Как приобщить подростков к чтению и книге в школе и библиотеке? Интересные стратегии, приёмы и формы я нашла в книгах, издаваемых "Русской школьной библиотечной ассоциацией".
1.Чтение как увлечение. Сборник статей. - Москва, 2007.
«При правильном… вхождении ребенка в книжную культуру происходит естественное совмещение принципа Удовольствия и принципа Реальности…: «культурный герой» следует принципу удовольствия, делает всегда только то, что хочет, но при этом феноменально отзывчив, «общественно направлен», бескорыстно и самоотверженно он трансформирует реальность по законам Красоты и Добра». Статьи сборника рассказывают о поисках и находках в деле приобщения детей к книге и чтению, основная цель этой деятельности – гармонизация личности маленького человека. Сборник содержит региональные разработки, прошедшие апробацию в библиотеках с замечательными результатами.
2.Чтение с листа, с экрана и "на слух": опыт России и других стран. Сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения. - Москва, 2009.
Цель настоящей книги — помочь руководителям проектов по продвижению чтения, опираясь на работы известных авторов, увидеть сложность, многоаспектность чтения как явления и процесса; проследить его эволюцию во времени и пространстве; обратить внимание на развитие взаимоотношений текста и читателя; выявить основные тенденции в развитии современного чтения, которое сегодня происходит не только с листа, но и с экрана, и «на слух», а также показать, что и как читают в разных странах и что там делается для привлечения к чтению нечитающих слоев населения. 
3.Школьному библиотекарю о семейном чтении. Сборник статей- Москва, 2007.
Статьи сборника сгруппированы в четырех разделах: «Семейное чтение. Зачем?», «Растим сына, растим дочь», «Странички добрых советов», «Поиграем». Материалы сборника расскажут о традиционной духовной ценности семьи – семейном чтении и помогут вам организовать работу библиотеки и школы интересно и увлекательно.
4.Семейное чтение в год семьи. Сборник статей. - Москва, 2008.
Простые и интересные, занимательные для детей формы и методы привлечения к чтению помогут построить именно вокруг чтения семейный досуг, общение, сотворчество разных поколений одной семьи. Здесь читатель найдет советы не только о том, что и как читать, но и как без принуждения, просто и «незаметно» научить малыша читать самостоятельно. Поиграйте с вашими детьми и их друзьями в литературные игры. Пусть они разгадают несложные, но занимательные кроссворды, почитают стихи, разгадают загадки.
5.Полозова Т.Д. О власти искусства слова и ценности чтения. - Москва, 2010.
 Актуально, оригинально, продуктивно авторское понимание чтения как индивидуальной творческой деятельности, эстетического восприятия произведений искусства как основы целостного воздействия на развивающуюся личность, единства чувства-мысли-действия – как для литературного образования, так и для повышения действенности всей системы образования. Т.Д. Полозова – доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей России. 
6.Добрынина Н.Е. Изучение читателей - детей и подростков в России XIX-XX вв. Учебное пособие. - Москва, 2006.
Учебное пособие освещает историю исследования чтения детей и подростков в России на протяжении двух столетий. XIX–XX вв. – чрезвычайно значимое время в становлении и развитии научно-исследовательской работы в области чтения различных социальных категорий и, прежде всего, подрастающего поколения. Основное место в книге закономерно занимает период второй по­ловины XX в., когда изучение читателей развивалось наиболее активно. 
 7.Михалёва Т.И. Современный подросток в современном мире. Проблема формирования личности подростка в литературе 1960-2000 годов. - Москва, 2007.
Главные темы книги - дети и родители; к проблеме взаимоотношений в семье; ученики и учителя; к проблеме нравственного влияния учителя; самоутверждение среди ровесников, поиски своего места в жизни; «природа – кормилица души»; литература о роли природы в нравственном и экологическом воспитании. Произведения, выбранные для рассмотрения, адресованы не только читателям данного возраста, это и произведения общей («взрослой») литературы. Критерий отбора - близость проблемы читателю, доступность художественных средств. Кроме того, учитывалась соотнесенность со школьной программой: ставилась задача внести материал, не вошедший в учебный курс, в какой-то мере дополнить его и не затрагивать обстоятельно представленные темы.      

Комментариев нет: