МАРГАРИТА РУССКОВА, УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ МОСКОВСКОГО ЛИЦЕЯ № 1535
Напомним читателям, что на протяжении полуторавековой истории образования школьники в России писали сочинения. А перед тем как писать, конечно, прочитывали книги. Это считалось естественным, вроде как дышать. «Читать – писать – говорить» – пресвятая троица словесности, за которой стоят ещё и «переживать, чувствовать», «думать, анализировать», «воображать, получать эстетическое наслаждение, творить», «решать вопросы совести». И становиться личностью, становиться патриотом и гражданином… – без громких фраз, без лицемерия – просто через Книгу. Авторитет литературы среди других школьных предметов в связи с этой её многоаспектностью был непререкаем. Не совсем даже школьный предмет, а скорее искусство. А теснейшие связи с такими дисциплинами, как русский язык и история, мировая художественная культура и музыка, делали литературу почти универсальный дисциплиной. Не будем впадать в идеализацию. Конечно, не каждый преподаватель по своей одаренности и масштабу личности мог быть адекватен содержанию литературы. Не каждая программа по литературе (а программы, безусловно, менялись) могла передать глубину и разнообразие этого предмета. К тому же литературу всегда умели использовать в идеологических целях. Три или два часа в неделю – это, господа, непозволительно мало для предмета. Объемный роман за 4–5 отведенных нынешней программой уроков сколько-нибудь серьезно изучить невозможно. Его нужно осмыслить, обсудить, в какой-то степени даже «прожить». Где прикажете взять хотя бы два часа на аудиторное сочинение? – а писать надо обязательно в классе, чтобы обеспечить самостоятельность работы, да и к ситуации экзамена готовить. Любого письменного экзамена, где требуется построить развернутое высказывание на листе бумаги.
Напомним читателям, что на протяжении полуторавековой истории образования школьники в России писали сочинения. А перед тем как писать, конечно, прочитывали книги. Это считалось естественным, вроде как дышать.
И все-таки произошедшее с литературным образованием именно сейчас иначе как преступлением не назовешь. Катастрофически сократилось количество часов на изучение литературы – примерно в два раза (по сравнению с годами Великой Отечественной войны). В последние несколько лет стала уже физически ощущаться нехватка литературного «воздуха».
Читать полностью http://www.gazeta.ru/education/2010/10/27_a_3432131.shtml
Читать полностью http://www.gazeta.ru/education/2010/10/27_a_3432131.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий