вторник, 29 марта 2011 г.

"В школьном изучении литературы именно читательский опыт игнорируется как малоценный"



Евгения Вежлян
Вчера, на занятиях в ИЖЛТ, посвященных практике литературной критики (я придумала и веду там этот курс - это такой райтинг, но только "целевой"), занимались мы пересказом (в рамках обучения правильной презентации разбираемого текста).
Я решила начать с чего-нибудь, всем известного. А поскольку студенты всегда говорят, что они предпочитают современной литературе - вечное, то есть - классику, то я попросила их написать пересказ "Отцов и детей". Встав по отношению к этому тексту в положение критика, то есть квалифицированного первочитателя, чья задача - передать свой читательский опыт другим. И тут у студентов произошло сатори. Нет, я не собираюсь в очередной раз громить и обвинять школьное литературное образование, которое нас обычно с классикой и знакомит.
Но оказалось, что при попытке реконструировать, что же все-таки ПРОИСХОДИТ в романе "Отцы и дети" (два студента приезжают в дом родителей одного из них, а там...) - из памяти извлекаются не события, а формулы ("реализуется конфликт  отцов и детей", "Базаров спорит с отцами"....).
Меж тем, главное - событийно - это, конечно, отношения Николая Петровича Кирсанова с Фенечкой - скандальные, неожиданные, и то притяжение, которое испытывают к ней и Базаров, и Павел Петрович. Они-то и стреляются - по умолчанию - из-за нее. Но в школе об этом сложно говорить. Как это обсуждать с детьми? Потому разговор почти фрейдистски переакцентируется - в сторону идеологии, "споров", предысторий, нигилизма и проч., обтекая главный сюжетный нерв "усадебной" части романа, будто его и нет.  
В школьном изучении, думаю, зачастую, именно читательский опыт (феноменология соприкосновения с текстом) игнорируется как малоценный. Мы сразу переходим к интерпретации, анализу - как гораздо более значимым практикам обращения с текстом.  И из-за этого многие "понятые" (насаженные на формулы) тексты остаются непрочтенными. Боясь закрепления "наивного читательства" с его подменой героя биографическим автором и т.д., мы "выплескиваем младенца" - читательство как 

таковое.  
Источник
Статьи Е.Вежлян здесь

Комментариев нет: