Учителя, конечно же, знают немало книг о культуре речи и риторике. Меня заинтересовали пособия Александра Мурашова с соавторами.
1.Александр Мурашов "Учитель как речевая личность. Эпоха катастроф". - Москва, 2008.
Диапазон затрагиваемых автором вопросов значительно шире рамок лингвистики. Это не только рассуждения о вызванной слабым знанием языка неряшливости в построении фраз, о методах установления и поддержания говорящим контактов со слушателями, о проблемах русского языка в странах СНГ, о влиянии кризисных явлений на коммуникативные связи человека. Это размышления об анархической свободе и искаженной системе ценностей, об антивоспитательной роли ряда художественных произведений и телепередач, о положении и роли учителя в обществе.
2.Александр Мурашов "Культура речи". - Москва, 2007.
В пособии рассматриваются нормативность речи (нормы произношения, ударения, морфологии; особенности функционирования слов - как в истории языка, так и в наше время) и целесообразность (качества речи; ее контексты, выразительные возможности). Культура речи - средство создания языковой "картины мира", определяющей социально-психологические особенности личности, группы людей, целого народа. В книге проводятся необходимые историко-культурные экскурсы, позволяющие увидеть динамику языковых норм и прогнозировать их дальнейшее развитие.
3.Александр Мурашов "Культура речи учителя". - Москва, 2002.
Книга представляет собой учебное пособие по курсу `Культура речи`, введенному для всех специальностей педагогических вузов. Освоив этот курс, педагог сможет грамотно, целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия с учащимися и воспитанниками - речью. Профессиональное мастерство приходит к нему через мастерство общения. Он новыми глазами увидит и оценит учебно-воспитательные ситуации, в которых бывал сам, и найдет оптимальные средства речевого реагирования, взаимодействия с учащимися.
4.Александр Мурашов "Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении". - Москва, 2000.
Эта книга рассказывает о том, как в общении и через общение достигать поставленной цели, как решить проблемы, если умеешь выразительно, логично, точно и емко оформить свою мысль. В компактной форме излагается многовековая риторическая мудрость, и пособие станет настольной книгой каждого, для кого удачно построенная речь - путь к профессиональному становлению и самореализации. Воздействие - взаимодействие - успех - это "золотая формула" диалога. Его секреты раскрывает автор, предлагая одновременно ряд практических заданий.
5.Александр Мурашов "Педагогическая риторика". - Москва, 2000.
Уметь вести урок - это значит уметь вести за собой. Учитель, умеющий говорить, становится и командиром, и художником, и режиссером урока-действа. Педагог начинается с риторики - науки о речи, о влиятельной речи авторитетного человека. У владеющего педагогической риторикой не может быть сорван урок. Он имеет силу не прощать себе слабостей в речи. В книге - анализ различных ситуаций общения, помогающих развивать педагогические навыки. Это умение приковывать и удерживать внимание, никогда не проигрывать в спорах, делать урок неповторимым.
6.Александр Мурашов, Василий Русецкий "Культура речи. Практикум". - Москва, 2004.
Логика заданий предусматривает вначале работу с микроструктурами (слово, словосочетание), затем - переход к предложению и тексту. Работа над текстом ведется от анализа в соответствии с отдельными вопросами и заданиями к импровизированию (изменению важнейших категорий и блоков, авторской позиции) и самостоятельному составлению фраз, сверхфразовых структур, текстов.
7.Александр Мурашов, Светлана Бондырева "Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному". - Москва, 2007.
Книга написана как пособие по курсам практической коммуникации ("Культура речи", "Риторика", "Психология общения") с использованием материалов по этонопедагогике и этнопсихологии. Она обосновывает философскую и педагогическую концепцию диалога народов и культур, являющегося базой в этнокультурном взаимодействии. Авторы показывают, что диалог межкультурный начинается с диалога межличностного; условия его организации, поддержания, оптимизации представлены с позиций педагога, психолога, филолога.
8.Александр Мурашов "Личность и речь: эпоха кризисов". - Москва, 2005.
Книга рассказывает о речевой личности и о русской речи, находящейся ныне в состоянии глубокого кризиса. Показаны истоки и факторы кризиса: расширение нецензурной брани, сленга, лавинообразное заимствование англицизмов, появление новых слов, правописание которых не утвердилось, что вносит хаос и в лингвистику, и в психологию человека и нации. Особое внимание уделено показу и анализу средств психологического воздействия посредством организованных речевых структур; читатель познакомится с этими средствами и приемами, а также узнает способы защиты от программирующих технологий.
9.Александр Мурашов, Василий Русецкий "Культура русской речи. 10-11 классы". - Москва, 2006.
Книга с опорой на краткую теорию обобщает и систематизирует основные сведения о культуре речи. Грамматическая правильность, стилистические нормы, логика построения высказывания - вот далеко не полный перечень тем, представленных в пособии. С помощью проблемных, нестандартных заданий книга учит яркой, выразительной, правильной русской речи, предлагает увлекательные коллективные (в творческих экипажах) и индивидуальные формы работы.
10.Александр Мурашов "Культура русской речи. 10-11 классы. Методические рекомендации". - Москва, 2008.
Методические рекомендации к элективному курсу для 10-11 класса "Культура русской речи".
Скачать книгу здесь
11.Александр Мурашов, Василий Русецкий, Игорь Шайтанов "Литература. Русский язык. 10-11 классы. Программы элективных курсов по филологическому профилю". - Москва, 2007.
Программа элективного курса по культуре русской речи.
12.Александр Мурашов "Как сердцу высказать себя? Диалог со школьником и абитуриентом накануне сочинения". - Москва, 2013.
Как школьнику и абитуриенту научиться писать такие сочинения, чтобы проблем с оценкой не возникало? Сочинение - множество вопросов: нужна ли шпаргалка? как составить план? что сделать, чтобы пальцы просились к перу? Об этом в форме доверительной беседы рассказывает книга, написанная с юмором, с искренним желанием автора доказать, что гениями не рождаются, а становятся. Если, конечно, кое-что прочитают...
13.Александр Мурашов "Абсолютная грамотность". - Москва, 2006.
В пособии приведена тематика практических занятий, посвященная наиболее острым проблемам русского правописания. Особое место в книге занимают излагаемая автором концепция изучения русского языка и предлагаемая им методика "врожденной грамотности", основанная на творческом содружестве преподавателя и студента.
Комментариев нет:
Отправить комментарий