вторник, 8 марта 2011 г.

Игорь Милославский: письмо без ошибок - не самый востребованный вид речевой деятельности



Игорь Милославский, доктор филологических наук, профессор МГУ
"Как мысли выразить себя?"
Каждый легко вспомнит свои школьные уроки русского языка. В чем состояла их цель? В том, чтобы в конце концов научиться писать без орфографических и пунктуационных ошибок. Какие средства вели к этой цели? Разнообразные формальные классификации - различение существительных по родам и падежам, глаголов - по типам спряжения, предложений - по количеству главных членов и т.п.; бесконечные упражнения с заданием - переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания, различные разборы - фонетический, по составу слова, морфологический (по частям речи!), синтаксический (по членам предложения!) - как апофеоз всей той премудрости, которая составляла (и составляет!) содержание школьного предмета "русский язык".
Какие из этих знаний оказались востребованными? Практически никакие. Соответствовала ли цель занятий тем реальным требованиям, которые предъявила жизнь? В очень небольшой степени, поскольку письмо вообще и без ошибок в частности - не самый востребованный вид речевой деятельности. Мы не очень много пишем, но существенно больше говорим, читаем, а особенно слушаем, конечно, с пониманием. Более того, в последнее время появилось много компьютерных программ, позволяющих исправить орфографические и отчасти пунктуационные ошибки в написанном тексте. Чего же потребовала жизнь?
Во-первых, умения читать и слушать с разными целями: от охватывания только общего направления мыслей автора до тончайшего понимания не только самих этих мыслей, их связей и логики, но и авторской оценки сообщаемого, отношения автора к своему собеседнику, уровня авторской культуры, нравственности, компетентности...
Во-вторых, жизнь потребовала умения выступать с разнообразными речами, обнажая или, напротив, вуалируя некоторые аспекты своего сообщения, обращаясь к разным людям и, соответственно, выражая или устраняя свое отношение к ним. Жизнь потребовала умения вести диалог, преследуя при этом разные цели - педагогические, дипломатические, конструктивные, разрушительные... Учили ли всему этому в школе? Явно и целенаправленно, заведомо нет.
Читать дальше здесь

Комментариев нет: