суббота, 16 апреля 2011 г.

Мои эссе: "Вечно живые". Вологодский театр для детей и молодёжи

Нет в России семьи такой,

      Где б не памятен был свой герой, 
      И глаза молодых солдат
      С фотографий увядших глядят
     Спектакль "Вечно живые" Вологодского театра для детей и молодёжи посвящён 65-летию Великой Победы. Премьера состоялась в апреле 2010 года. Режиссёр-постановщик - Борис Гранатов, художник-постановщик - Степан Зограбян (лауреат "Золотой маски"), художник по костюму - Ольга Резниченко (лауреат "Золотой маски"), художник по свету - Сергей Шпагин, режиссёр по пластике - Вера Федотовская, музыкальное оформление - Лариса Васильева, звукорежиссёр - Никита Воскобойников. 
    Это драма в 2 действиях по знаменитой пьесе прекрасного драматурга Виктора Розова. Первый вариант пьесы о верности, любви и предательстве появился в 1943 году и назывался "Семья Серебрийских".  Опубликовано произведение было в 1956 году. 15 апреля 1956 года выпускники Школы-студии МХАТ поставили спектакль "Вечно живые" (режиссёр - Олег Ефремов), эта дата теперь и считается днём рождения театра "Современник". В 1957 году кинорежиссёр Михаил Калатозов снял по мотивам драмы Розова фильм "Летят журавли" (Татьяна Самойлова, Алексей Баталов), который получил главный приз Каннского кинофестиваля в 1958 году.
     "Вечно живые" занимают особое место и в драматургии военной тематики. Пьес о Великой Отечественной войне написано немало, но таких, которые выдержали испытание временем и идут на подмостках до сих пор, единицы. А розовская идет! И уже не только дети, а внуки и правнуки первых зрителей сопереживают, затаив дыхание, ее героям. Классика не стареет, а в этой пьесе, как в зеркале, отразилась трагическая судьба людей военного поколения, которые, по словам поэта, ушли,"не долюбив, не докурив последней папиросы"...В пьесах Розова действуют герои, для которых понятия чести, долга, верности, совести не пустые слова. На мой взгляд, драматург одним из первых угадал нарождающийся тип "нового" русского – хищника, охваченного вирусом стяжательства, который сегодня задает тон не только в литературе, но и в жизни". (Игорь Логвинов).
   Спектакль Вологодского театра мне очень понравился, тронул за душу, даже заставил плакать. Он поставлен в традиционной манере (в отличие, например, от "Отцов и детей"). На странице сайта театра прочитала: "Перед каждым героем стоит острая проблема нравственного выбора. Сильные выбирают долг перед родиной, любовь и преданность, дружбу и верность. Слабые – приспосабливаются и предают не только друзей и близких, но и самих себя. Наш спектакль о борьбе в человеческих душах". 
    Фёдор Иванович  Бороздин (Анатолий Михасик) потерял сына Бориса (Андрей Камендов), который совсем молоденьким пропал без вести на фронте, "потерял" племянника Марка (Александр Лобанцев), который стал приспособленцем и мерзавцем. Дочь Ирина (Яна Лихотина) поддерживает отца, она правдива, открыта, даже резка. Варвара Капитоновна (Августа Кленчина) - именно та бабушка, рядом с которой тепло и уютно. Вероника, невеста Бориса и жена Марка (Екатерина Федякова), путается, ошибается, но остаётся порядочным человеком. 
     Сразу  вспоминаются слова Льва Толстого из письма: "Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость". 
    Очень выразительны образы "спокойных" героев. Администратор филармонии Чернов (Сергей Вихрев) вызывает просто отвращение ("новый русский" хищник), он умело пользуется своим положением, искусно манипулирует людьми (теми, которые это ему позволяют). Вальяжный и трусливый Марк теряет уважение своей семьи навсегда, хотя остаётся зачем-то у своих родственников. Красотка Монастырская (Елена Авдеенко) бесподобна, ярка, интересна и несчастна. Хлеборезка Нюра (Валентина Бурбо) запоминается надолго. Эпизод вечеринки у Монастырской, мне думается, один из лучших. 
     И опять Лев Николаевич подсказывает: "Я хотел сказать только, – разъясняет свою идею Наташе Пьер Безухов в эпилоге романа "Война и мир", – что все мысли, которые имеют огромные последствия, – всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто". В финале спектакля зритель понимает, что люди честные тоже "составляют силу". Хочется верить, что именно такие люди и будут "вечно живыми".
Сайт театра

Комментариев нет: