пятница, 5 августа 2011 г.

Айн Рэнд

Источник
Айн Рэнд (Алиса Зиновьевна Розенбаум), одна из наиболее известных писателей Америки, родилась 2 февраля 1905 года в красивейшем городе мира и России - Санкт-Петербурге в семье торговца химическими товарами. Одаренный, своенравный и очень уверенный в себе ребенок рано стал интеллектуальной гордостью семьи, родственников и знакомых. Алиса начала писать очень рано, создавая свой собственный выдуманный мир, который был для нее более интересным, чем мир окружающей ее действительности. В девять лет она впервые сказала себе, что хочет стать писательницей.
В 1916 году она впервые и уже на всю жизнь заинтересовалась политикой, с радостью встретив февральскую революцию 1917 года и осознав себя свободным от царской деспотии гражданином России. В этом же году также впервые в ее рассказах, которые она, как и в детстве, продолжала писать, появилась политическая тематика: ее герои боролись или против царя или против коммунизма. В эти же годы она познакомилась с творчеством В.Гюго, который, по ее мнению, был единственным писателем, оказавшим на нее влияние.
Осенью 1918 года разорившиеся Розенбаумы переселяются в Крым, где Алиса оканчивает школу и начинает преподавать азы грамоты местным красноармейцам. Вскоре семья возвращается в Петроград, и будущая писательница поступает в университет. В университете она знакомится еще с одним писателем - Фридрихом Ницше, также оказавшим на нее большое влияние. Весной 1924 года она заканчивает университет, а в начале 1925 года семья получает приглашение от родственников посетить Америку. До отъезда Алиса успевает закончить курсы для желающих научиться писать киносценарии, что ей весьма пригодилось в Америке, где она, одна из всей семьи, оказалась в 1926 году.
Свою новую трудовую жизнь Айн Рэнд начинает статистом в Голливуде, т.к. четыре готовых киносценария, которые она привезла с собою в надежде заинтересовать кинопродюсеров, оказались слабыми. В 1929 году она выходит замуж за артиста кино Фрэнка О’ Коннора. В 1930 году она приступает к работе над своим первым романом “Мы - живые”. Этот роман, как считала она, должен был стать протестом против строя жизни в России и введением в ее философию, будущую философию объективизма.
Антикоммунистический настрой писательницы достаточно полно отражен в романе, который вышел в 1936 году в Америке, а в 1937 году в Англии. Все образы коммунистов в нем - злодеи и циники, а единственное сравнение для всей послереволюционной России - кладбище. Тем не менее для американцев роман стал откровением, а некоторые критики и сегодня считают, что по своему художественному воплощению, эмоциональности и передаче “местного колорита” - это лучший роман Айн Рэнд. Оценка романа вдохновила писательницу, и в 1937 году она заканчивает небольшую повесть “Гимн”, которая в 1938 году выходит в Англии и привлекает внимание необычной постановкой проблемы личности и коллектива. В этом же году Айн Рэнд поступает на работу в мастерскую известного американского архитектора, чтобы лучше понять реальную основу творческих поисков своего нового героя - архитектора Рорка.
В 1939 году Айн Рэнд пишет сценическую версию своего романа “Мы - живые”, которая не принесла ей успеха, в 1941 году, интенсивно работая над новым романом, отвергает предложение двенадцати издателей, чтобы передать права на издание романа “Источник” издателю Боббс-Мэрилу, и вновь возвращается к работе над киносценариями.
“Источник” выходит в свет в 1943 году. Если романом "Мы - живые" как бы кончается "русский период" творчества Айн Рэнд, то роман "Источник" - это уже новая, американская тематика, “новый американский период"  творчества. "Источник" - первый роман в американской литературе, который можно назвать романом идей, что обусловило не только интерес читателей к нему, но и в не меньшей мере к личности писательницы.
" Источник" представляет по сути своей лишь переходный этап к ее самому значительному произведению "Атлант расправил плечи", которое выходит в свет в 1957 году, и большинством критиков считается самым значительным и самым лучшим произведением Айн Рэнд. Это означает, что в "Источнике" писательница еще не нашла полностью новых способов отражения художественной действительности, еще не создала собственную эстетическую систему ценностей. Ряд американских исследователей рассматривают "Источник" как результат преодоления писательницей ее увлечения философией и героями Ницше, что они и пытаются доказать сравнительным анализом двух изданий романа "Мы - живые", хотя известно, что второе издание появилось спустя почти двадцать лет после первого издания.
После появления “Атлант расправил плечи” Айн Рэнд не хотела возвращаться более к художественному творчеству. Можно добавить еще один известный факт - последний роман доставался писательнице очень трудно. Только одну речь Джона Голта она писала практически два года. Что же заставило ее сесть за роман? Биографы Айн Рэнд, рассказывая непосредственно об истории создания "Атлант расправил плечи", выделяют следующие наиболее принципиальные моменты. Первый - возможная необходимость для Айн Рэнд еще раз объяснить читателям свои социально-философские взгляды, несмотря на то, что она считала их уже хорошо известными читателю. Второй - необходимость в процессе создания романа опираться на свои предыдущие творческие достижения, которые позволили реально запустить весь сложный механизм своего многопланового, многоуровневого и весьма протяженного романа. 
Первое название ее романа “Атлант расправил плечи” - "Забастовка", и, вероятно, это название вполне соответствующее тематике самого романа. Друзья   настаивали на продолжении знакомства читателей с идеями "Источника", потому что" народ в этом нуждается". Айн Рэнд отвечала: "Ах, они нуждаются? А что если я забастую? Что если все творческие умы во всем мире забастуют?" И спустя некоторое время прибавляла: "Это могло бы стать темой хорошего романа. "  Тем не менее по своим художественным характеристикам все предыдущее творчество Айн Рэнд выдержано в несколько ином ключе и не содержало аналогов ее "Атланту". Нечто близкое к нему можно видеть только в упомянутой выше повести "Гимн", где мы можем найти как близкие литературные ходы, так и общее решение идейного конфликта произведения. Как известно, Айн Рэнд автор только трех романов, одной повести, нескольких рассказов и киносценариев. В их появлении есть своя логика, которая помогает понять, почему Айн Рэнд прекращает работу над художественными произведениями. Роман "Мы - живые" - реалистическое произведение на конкретную тему; роман "Источник" - социальный роман с большой долей аллегорических или символических решений. В этом романе можно различить некоторые черты, которые тем или иным образом могут быть связаны с утопией; третий роман "Атлант расправил плечи" - полностью утопическое произведение, хотя в нем есть и остаточные реалистические решения.
Если в романе "Источник" была поставлена проблема "вторичных", т.е. большинства людей на земле, которые обязаны своим существованием "первичных", ибо могут жить только за счет их таланта. Первичные имплицитно поставлены таким образом в положение, когда их труд человечество обязано высоко оценивать. Что же может произойти, если человечество, как это бывает и как это исторически всегда случалось, откажется выполнять эту свою "обязанность" - это уже проблема следующего романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Таким образом, последний роман является художественным следствием проблемы, которая поставлена и художественна разрешена в "Источнике" . Именно поэтому Айн Рэнд полагала не нужным дальнейшее продолжение своего литературного творчества, и таким образом "Атлант" чисто внешне появился только потому, что писательницу поразил образ забастовавшей лучшей части человечества - интеллектуальной соли земли.
Если брать творчество Айн Рэнд в целом, то ее возможно самый лучший и технически наиболее совершенный роман "Атлант расправил плечи" воплотил в себе в "драматической" форме все наиболее важные положения философии Айн Рэнд или, как ее еще называют, философии объективизма. Недаром первая волна критики, т.е. самый непосредственный и злободневный отклик на появившееся литературное произведение была более чем недоброжелательна. Айн Рэнд критиковали все: как справа, так и слева. Более поздние отклики уже не были столь безапелляционно отрицательны, появились уже упоминания о  художественных достоинствах книги, о необычном характере ее героев, о великолепной архитектонике, что вполне справедливо, ибо речь шла о романе, насчитывающем свыше тысячи страниц.
С конца пятидесятых годов Айн Рэнд вплотную занялась философией, выпуская в различные годы такие свои книги как: “Капитализм: неизвестный идеал”, 1966; “Для нового интеллектуала”, 1961; “Введение в философию познания объективизма”, 1979; “Новые левые: антииндустриальная революция”, 1971; “Философия: кому она необходима”, 1982; “Добродетель эгоизма”, 1964, влияние которых Америка ощущает и сегодня. Она становится одной из наиболее читаемых и изучаемых философов двадцатого столетия. И хотя продано уже более 30 миллионов экземпляров ее трудов, закончен перевод их на многие иностранные языки, интерес к ним не ослабевает.
Библиотека конгресса США сообщает, что ее книги, в особенности “Атлант расправил плечи”, занимают второе место в опросах о наиболее читаемых книгах, а также о книгах, которые наиболее влияют на выбор жизненной позиции американцев. В кругу ее почитателей - многие из наиболее известных людей Америки.
Айн Ренд сама признавала, что развить ее философские положения невозможно за жизнь одного поколения людей. Вместе с тем, как признают многие американские критики, Айн Рэнд была и остается по существу русским мыслителем. Как и большинство оригинальных мыслителей России, она была художником слова, общественным критиком, философом вне рамок любых известных школ, человеком, идеи которого всегда были направлены против традиционных антиномий западной мысли. Умерла в 1982 году.

Комментариев нет: