РОДИТЕЛИ ЗАПРЕЩАЮТ ЧИТАТЬ «МУМУ» И «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Если ребенок любит книги, он обязательно будет отличником.
Порой речь подростков приводит в шок случайных прохожих. Понятно, что не Пушкина цитируют они в разговорах между собой. Но надо признать печальный факт: наши дети стали убогими в выражении своих мыслей. Эпитеты и сравнения заменяют коротким словом «блин». Мыслей не хватает
Многие скажут: несчастное поколение, оно родилось в мире, где все продается и покупается. Родители сутками на работе, заколачивают лишнюю копеечку. Дети предоставлены сами себе. В школе замученные учителя не справляются с переполненными классами. В таких условиях вдолбить каждому ученику знания, а уж тем более проследить за их речью вне школы, просто невозможно.
Поэтому, мол, они, как живут небогато, так и говорят - бедно и убого.
Но с этим категорически не согласна заведующая кафедрой филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Мария Багге.
- Михаил Пришвин сказал: «Жизнь происходит от слова». Это главное: как мы говорим - так и живем. А не наоборот, - объяснила Мария Борисовна. - Особенно это касается молодого поколения. Трудно найти оправдание тому, что взрослые употребляют неформальную лексику. А в том, что у нас так плохо говорят дети, виноваты родители и общество в целом. Все мы безответственны!
Кто-то скажет, что крепкое словечко помогает снять напряжение или эмоциональный стресс. А подростки? У них тоже усталость накопилась? Вряд ли. Им на самом деле не слов не хватает, а мыслей.
Легко мензурку танцевал
А откуда взяться мыслям-то, если русский язык и литература сегодня далеко не самые популярные предметы? Книг много читать надо, а они толстые! Времени в обрез: и потусоваться надо, и в компьютерные игры с друзьями посражаться, и фильмы-боевики по телевизору еще никто не отменял. И вообще говорить «высоким штилем», как при Пушкине, сегодня не принято - не поймут.
- За все годы, что проверяли ЕГЭ по русскому языку и литературе, такой богатейший материал накопился! - подтвердила Мария Борисовна. - Уже можно делать заключение о культуре речи подрастающего поколения.
Наш эксперт подчеркнула: литературу на ЕГЭ выбирают далеко не все. Только более или менее культурные ребята. Те, кто собираются поступать на филфак, в консерваторию, художественные учебные заведения, театральную академию. То есть туда, где вся их дальнейшая жизнь будет связана со словом, с речью.
Остальные обходят гуманитарные предметы стороной.
А уж если пишут сочинение, то такое порой получается!
Например, у одного ученика Онегин «легко мензурку танцевал». Не мазурку!
У Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Школьник анализирует: «У Есенина был загородный дом. Правда, он был низковат». Сразу понятно: Есенина автор не читал.
И, скорее всего, уже не будет.
А третий решил и вовсе переписать Достоевского. И… «умертвил» Раскольникова. Причем особенно странным способом: герой романа умер от язвы желудка. А все дело в том, что уже на каторге ему снится сон, будто на мир пришла моровая язва. Отсюда школяр сделал вывод: умер. От язвы. Пусть будет желудка, какая разница? В этом случае подросток хотя бы книгу пролистал. Уже прогресс.
Эх, российские митрофанушки!..
Парадоксальная ситуация: мы ругаем ребят за то, что матерятся, не читают Пушкина с Достоевским. А сами-то давно себя со стороны слышали? Ответственность за речь наших детей лежит на всех поровну: учителях, родителях и просто взрослых. От нас дети иногда слышат много нового, такого, что не услышишь на уроках словесности.
Каждые два года во всем мире проводятся серьезные исследования на предмет знания литературы школьниками старших и младших классов.
- Проверяют не только, как читает ученик, а как он понимает внутренний смысл текста, - пояснила Мария Багге.
- Россия в этом зачете после сороковой позиции. А всего их шестьдесят. То есть мы в последней двадцатке.
А на первом и втором местах - вы не поверите - Финляндия и Сингапур. То есть эти страны, по мнению мирового сообщества, наиболее успешны в обучении своих детей. Германия в этом списке в первой десятке. Когда однажды чуть-чуть утратила свои позиции - какой шум поднялся! Правительство тут же предприняло ряд жестких и, как оказалось, очень эффективных мер. И все встало на свои места.
А наши чиновники, ведающие образованием, в это время еще сокращают количество часов русского языка и литературы. И правда, «бесполезные» же предметы! Дети собираются идти в менеджеры. Зачем им Пушкин?
В Петербурге, по сравнению с другими регионами, ситуация еще более-менее благоприятная. Потому что есть так называемый «региональный компонент», и его, благодаря усилиям нашего учреждения и Комитета по образованию, удалось отстоять именно для русского языка. Вместо этих уроков можно было ввести и ОБЖ, и физкультуру, и все что угодно. Но в Северной столице пока еще сохранилось то количество часов по русскому языку, которое было всегда.
А что будет в следующем учебном году?
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Заведующая кафедрой филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Мария Багге:
- Вы спрашиваете, что в такой ситуации делать? Особых выходов не вижу. В запретительные меры не очень верю. Но обратите внимание: много пропагандистских передач, где обсуждают неформальную лексику. Этому можно противопоставить другие передачи - просветительские. В них свою гражданскую, патриотическую позицию в отношении русского языка могли вы высказать популярные люди - политики, артисты, звезды шоу-бизнеса. Потому что культура речи наша и наших детей - давно уже вопрос имиджа страны. Все прекрасно знают, на каком мы месте…
НУ И НУ!
Как Тургенев и Гоголь нарушили права детей
Другой писатель приходит на ум, едва начинаешь размышлять на тему «современный подросток и культура речи». Это Фонвизин. Согласитесь, ну гениальнейший же образ Митрофанушки создал. Зачем недорослю география - его извозчик довезет. А литературу с русским языком некоторые современные родители - вы не поверите! - и сами бы отменили, будь у них такая возможность.
Не верите? А напрасно: это правда.
Был случай. Приходит мамочка и жалуется:
- Зачем вы читали эту гадкую «Муму»? Нанесли моему ребенку душевную травму! Моральный вред! Безумный стресс! Он плакал! Ужасно - собачку ведь утопили!
Другой мальчик сам сумел оградить себя от стресса.
Когда его спросили, почему он не прочитал поэму Гоголя «Мертвые души», парень ответил:
- Фу, гадость!
- Почему гадость?! - очень сильно удивился учитель.
- А мне мама сказала, что это такой бред, что и читать не надо.
Более того, родители говорят, что мы чуть ли не нарушаем права ребенка, когда заставляем его читать то или иное произведение школьной программы, рассказывают эксперты.
Другой пример - о том, кто сейчас преподает.
Учительница на уроке разобрала с детьми «Песню о купце Калашникове». И сделала «гениальный» воспитательный вывод: «Вот, ребята, какими надо быть. Такими, как купец Калашников, а еще такими, как Чапаев. А вы после уроков не убираете за собой».
Елена Ливси / «Комсомольская правда» в Санкт-Петербурге, 10.10.2011
Порой речь подростков приводит в шок случайных прохожих. Понятно, что не Пушкина цитируют они в разговорах между собой. Но надо признать печальный факт: наши дети стали убогими в выражении своих мыслей. Эпитеты и сравнения заменяют коротким словом «блин». Мыслей не хватает
Многие скажут: несчастное поколение, оно родилось в мире, где все продается и покупается. Родители сутками на работе, заколачивают лишнюю копеечку. Дети предоставлены сами себе. В школе замученные учителя не справляются с переполненными классами. В таких условиях вдолбить каждому ученику знания, а уж тем более проследить за их речью вне школы, просто невозможно.
Поэтому, мол, они, как живут небогато, так и говорят - бедно и убого.
Но с этим категорически не согласна заведующая кафедрой филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Мария Багге.
- Михаил Пришвин сказал: «Жизнь происходит от слова». Это главное: как мы говорим - так и живем. А не наоборот, - объяснила Мария Борисовна. - Особенно это касается молодого поколения. Трудно найти оправдание тому, что взрослые употребляют неформальную лексику. А в том, что у нас так плохо говорят дети, виноваты родители и общество в целом. Все мы безответственны!
Кто-то скажет, что крепкое словечко помогает снять напряжение или эмоциональный стресс. А подростки? У них тоже усталость накопилась? Вряд ли. Им на самом деле не слов не хватает, а мыслей.
Легко мензурку танцевал
А откуда взяться мыслям-то, если русский язык и литература сегодня далеко не самые популярные предметы? Книг много читать надо, а они толстые! Времени в обрез: и потусоваться надо, и в компьютерные игры с друзьями посражаться, и фильмы-боевики по телевизору еще никто не отменял. И вообще говорить «высоким штилем», как при Пушкине, сегодня не принято - не поймут.
- За все годы, что проверяли ЕГЭ по русскому языку и литературе, такой богатейший материал накопился! - подтвердила Мария Борисовна. - Уже можно делать заключение о культуре речи подрастающего поколения.
Наш эксперт подчеркнула: литературу на ЕГЭ выбирают далеко не все. Только более или менее культурные ребята. Те, кто собираются поступать на филфак, в консерваторию, художественные учебные заведения, театральную академию. То есть туда, где вся их дальнейшая жизнь будет связана со словом, с речью.
Остальные обходят гуманитарные предметы стороной.
А уж если пишут сочинение, то такое порой получается!
Например, у одного ученика Онегин «легко мензурку танцевал». Не мазурку!
У Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Школьник анализирует: «У Есенина был загородный дом. Правда, он был низковат». Сразу понятно: Есенина автор не читал.
И, скорее всего, уже не будет.
А третий решил и вовсе переписать Достоевского. И… «умертвил» Раскольникова. Причем особенно странным способом: герой романа умер от язвы желудка. А все дело в том, что уже на каторге ему снится сон, будто на мир пришла моровая язва. Отсюда школяр сделал вывод: умер. От язвы. Пусть будет желудка, какая разница? В этом случае подросток хотя бы книгу пролистал. Уже прогресс.
Эх, российские митрофанушки!..
Парадоксальная ситуация: мы ругаем ребят за то, что матерятся, не читают Пушкина с Достоевским. А сами-то давно себя со стороны слышали? Ответственность за речь наших детей лежит на всех поровну: учителях, родителях и просто взрослых. От нас дети иногда слышат много нового, такого, что не услышишь на уроках словесности.
Каждые два года во всем мире проводятся серьезные исследования на предмет знания литературы школьниками старших и младших классов.
- Проверяют не только, как читает ученик, а как он понимает внутренний смысл текста, - пояснила Мария Багге.
- Россия в этом зачете после сороковой позиции. А всего их шестьдесят. То есть мы в последней двадцатке.
А на первом и втором местах - вы не поверите - Финляндия и Сингапур. То есть эти страны, по мнению мирового сообщества, наиболее успешны в обучении своих детей. Германия в этом списке в первой десятке. Когда однажды чуть-чуть утратила свои позиции - какой шум поднялся! Правительство тут же предприняло ряд жестких и, как оказалось, очень эффективных мер. И все встало на свои места.
А наши чиновники, ведающие образованием, в это время еще сокращают количество часов русского языка и литературы. И правда, «бесполезные» же предметы! Дети собираются идти в менеджеры. Зачем им Пушкин?
В Петербурге, по сравнению с другими регионами, ситуация еще более-менее благоприятная. Потому что есть так называемый «региональный компонент», и его, благодаря усилиям нашего учреждения и Комитета по образованию, удалось отстоять именно для русского языка. Вместо этих уроков можно было ввести и ОБЖ, и физкультуру, и все что угодно. Но в Северной столице пока еще сохранилось то количество часов по русскому языку, которое было всегда.
А что будет в следующем учебном году?
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Заведующая кафедрой филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Мария Багге:
- Вы спрашиваете, что в такой ситуации делать? Особых выходов не вижу. В запретительные меры не очень верю. Но обратите внимание: много пропагандистских передач, где обсуждают неформальную лексику. Этому можно противопоставить другие передачи - просветительские. В них свою гражданскую, патриотическую позицию в отношении русского языка могли вы высказать популярные люди - политики, артисты, звезды шоу-бизнеса. Потому что культура речи наша и наших детей - давно уже вопрос имиджа страны. Все прекрасно знают, на каком мы месте…
НУ И НУ!
Как Тургенев и Гоголь нарушили права детей
Другой писатель приходит на ум, едва начинаешь размышлять на тему «современный подросток и культура речи». Это Фонвизин. Согласитесь, ну гениальнейший же образ Митрофанушки создал. Зачем недорослю география - его извозчик довезет. А литературу с русским языком некоторые современные родители - вы не поверите! - и сами бы отменили, будь у них такая возможность.
Не верите? А напрасно: это правда.
Был случай. Приходит мамочка и жалуется:
- Зачем вы читали эту гадкую «Муму»? Нанесли моему ребенку душевную травму! Моральный вред! Безумный стресс! Он плакал! Ужасно - собачку ведь утопили!
Другой мальчик сам сумел оградить себя от стресса.
Когда его спросили, почему он не прочитал поэму Гоголя «Мертвые души», парень ответил:
- Фу, гадость!
- Почему гадость?! - очень сильно удивился учитель.
- А мне мама сказала, что это такой бред, что и читать не надо.
Более того, родители говорят, что мы чуть ли не нарушаем права ребенка, когда заставляем его читать то или иное произведение школьной программы, рассказывают эксперты.
Другой пример - о том, кто сейчас преподает.
Учительница на уроке разобрала с детьми «Песню о купце Калашникове». И сделала «гениальный» воспитательный вывод: «Вот, ребята, какими надо быть. Такими, как купец Калашников, а еще такими, как Чапаев. А вы после уроков не убираете за собой».
Комментариев нет:
Отправить комментарий