понедельник, 21 ноября 2011 г.

22 ноября - День словарей и энциклопедий

Источник
Михаил Эпштейн
Есть праздники восходящие и нисходящие. Нисходящий – 7 ноября, день Октябрьской революции.  А восходящий – 22 ноября, день Словарей и Энциклопедий. Да, как ни странно, в наш век ускоренного развития лингвосферы и ноосферы словарь и энциклопедия – более продуктивные явления, чем социально-политические перевороты.  Маркс сказал, что революция – локомотив истории, но, как известно, на локомотивах давно уже далеко не уедешь. Логомотив, движущая сила слова, знака, понятия, логоса, – вот самый передовой транспорт 21 века, века информационных технологий.
 
     22 ноября - день рождения Владимира Ивановича Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.
       Словарь – это не просто жанр описания лексического состава языка. Это срез нашего языкового сознания, это способ мышления – по сходству слов, в отличие от их смежности в речи. Замечательный русский лингвист Н. В. Крушевский писал: "Процесс развития языка с известной точки зрения представляется нам как вечный антагонизм между прогрессивной силой, обуславливаемой ассоциациями по сходству, и консервативной, обуславливаемой ассоциациями по смежности" ("Очерк науки о языке", 1883).  Из этой идеи – парадигматики языка в отличии от синтагматики – исходил основоположник современного языкознания Ф. де Соссюр, на ней построена вся современная, т.е. постсоссюровская лингвистика.


     Что такое ассоциации по смежности? Это последовательность слов в тексте, например, "мама мыла раму" ("мама" ассоциируется с "мыть", "мыть" – с "рамой"). Что такое ассоциации по сходству? Это словарь и его сегменты, например "мама, папа, брат, сестра", "мыть, чистить, пачкать, грязнить", "рама, окно, дверь, потолок". Словари бывают разные. Вышеприведенное – сегменты идеографического словаря, где слова подобраны по сходству значений. В более привычном, алфавитном словаре слова подобраны по сходству начальных букв.  Мысля ассоциациями по сходству, мы мыслим словарно. Тезаурус, справочник, энциклопедия – все это разновидности словарной организации текста.


      Но точно так же организованы и гипертексты, и поисковые системы в интернете. Например, мы ищем в интернете слово "словарь" – и получаем в поисковике множество текстов: словарь цитат к слову "словарь". Словарь – это, по сути, прообраз интернета, поскольку сам интернет устроен по образу тех ассоциаций сходства, которыми пронизано наше сознание.
         Самый быстро растущий сегмент книгоиздания – это справочно-энциклопедическая литература. Словари и энциклопедии, справочники и тезаурусы составляют все более сильную конкуренцию сюжетно-повествовательной словесности. Они потому и пользуются таким спросом, что возрастающий мир информация все более плотно укладывается в ряды ассоциаций по сходству, а не по смежности. Сюжетность уступает энциклопедичности.  Конечно, мы любим читать хорошие истории, мысленно созерцать последовательность событий во времени. Однако это скорее моменты расслабления, отдохновения нашего мозга, это его консервативная сторона. Но стремительные скачки в культуре, науке и технологии, прорывы в приобретении и переработке информации совершаются в системе наших знаний о мире, то есть в системе многочисленных словарей, составляющих понятийно-знаковую матрицу нашего сознания. Все эти словари: алфавитные и идеографические, цитат и синонимов, терминов и метафор, фразеологизмов и неологизмов, абстрактных понятий и повседневных реалий, профессиональные и жаргонные словари - перекрещиваются в нашем сознании и образуют сложнейшую систему координат всех мыслительных процессов.


      На этом я закончу свою краткую похвалу словарям и словарности. В США День словарей отмечается ежегодно 16 октября, в память родившегося в этот день основоположника серии вебстеровских словарей Ноя Вебстера (1758-1843). В этот день в американских школах рассказывают о разных типах словарей, учат ими пользоваться и с особым воодушевлением работают над пополнением словарного запаса учащихся. 

        А мы в наш Словарный день, 22 ноября,  могли бы еще задуматься и о том, как нам повезло с Далем. Большие академические словари выходили и до него, он же создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, причем разговорного, но и способы его лексического обогащения. Словарь Даля - это книга словопроизводства, а не только словоописания. Она включает не только то, что говорится, но и то, что говоримо по-русски. Отсюда и щедрость, если не "избыточность", его словесных гнезд. Даль приводит все возможные слова от данного корня, считаясь не с фактами их употребления, но с самой возможностью их образования. Это словарь не столько для справочного использования, сколько для пробуждения вкуса и творческой способности к языку. Ни один из академических словарей не сравнится с далевским в представлении словообразовательного богатства русского языка, в передаче его живого, созидательного духа. Не случайно этой книгой пользовались - и вдохновлялись ею - столь разные писатели, как А. Белый и В. Хлебников, С. Есенин и А. Солженицын.


          Итак, День Словарей и Энциклопедий - это дань памяти В. И. Даля и возрастающей роли словарей - наших лоцманов и маяков в ширящемся океане информации. Я надеюсь, что учителя, филологи, писатели, издатели, читатели, книгопродавцы, библиотекари, библиографы смогут подготовиться к этому событию. В этот день:

1) провести в языковых и литературных классах школы Словарный урок;
2) раскрыть школьникам и студентам многообразие словарей и привить навыки их систематического использования;
3) объяснить важность словарей для исторического самопознания и самоописания народа, включая осмысление современной истории;
4) на уроках иностранных языков подчеркнуть важность двуязычных словарей и представить главные словари и энциклопедии изучаемого  народа;
5) объяснить, почему мы мыслим не только вербально, но и словарно и почему по словарной модели работает интернет;
6) на уроках информатики, в компьютерных классах – объяснить, как принципы организации слов в словарях и энциклопедиях расширительно работают в электронных сетях; почему с появлением интернета и гипертекстов все более распространяется  словарно-энциклопедический способ представления информации, причем авторство словарных статей приобретает массовый характер (Википедия);
7) в книжных магазинах – провести встречи читателей с составителями и авторами словарей и энциклопедий, лексикографические конкурсы со словарными призами победителям;
8) в библиотеках - организовать выставки словарей и энциклопедий, провести экскурсию по соответствующим разделам библиотеки, рассказать о многообразии словарно-библиографического описания мира как книги или библиотеки.
9) в научных учреждениях - обратить внимание на развитие терминологии и на роль энциклопедий и словарей в разных отраслях современной науки и техники;
10) в литературных клубах, кружках, студиях - отметить продуктивную роль словарного мышления в художественной и эссеистической словесности ("Бувар и Пекюше" и "Лексикон прописных истин" Г. Флобера, "Хазарский словарь" М. Павича, "Фрагменты речи влюбленного" Р. Барта,  ряд рассказов Х. Л. Борхеса и др.)
11) везде - выделить новый, быстро развивающийся жанр проективных словарей, открывающих простор творческому словообразованию, расширению лексических и концептуальных возможностей языка (например, "Дар слова. Проективный словарь русского языка");
12) везде  – вспоминать о В.И. Дале и его роли в становлении не только словарного дела, но и самого русского языка.
          Я не берусь предвосхитить все способы, каким День Словарей и Энциклопедий может стать праздником для разных языковых и неязыковых профессий, но совершенно уверен, что без словарей человечеству так же не выжить, как и без слов. Если человек – существо словесное, то, значит, и словарное.

Вот как будет отмечаться День Словарей в книжном магазине "Москва".

Комментариев нет: