понедельник, 21 ноября 2011 г.

Мой читальный зал: учителя о формировании орфографической грамотности

1.Степяк (Павлова) Г. В. "К проблеме формирования орфографической грамотности школьников". Сайт "Портфель для словесника".
"Проблема формирования орфографической грамотности всегда была в центре внимания и ученых, и школьных учителей. Ее исследовали Д.Н. Богоявленский, Л.И. Божович, А.Г. Вишнепольская, С.Ф. Жуйков, В.Н. Петрова, В.В. Репкин, П.А. Шеварев, Г.Г.Граник, другие психологи. Тем не менее с каждым годом она становится все более острой и все больше вызывает тревогу. С чем же связывается низкий уровень орфографической грамотности школьников?
 Т.А.Аристова связывает это с различного рода расстройствами, возникающими на основе минимальных мозговых дисфункций. Среди выделенных ею групп детей следует обратить внимание на следующие: 1. дети, у которых нарушено восприятие звуков, в результате чего они смешиваются в их сознании, не могут быть правильно соотнесены с их понятиями и записаны. 2. Дети с нарушенной моторикой речи, для которых характерны небольшие изменения артикуляции, незаметные для окружающих, но ведущие к тому, что в сознании ребенка отдельные звуки смешиваются и не осознаются. 3. Дети с нарушениями понятийного аппарата. Такие дети не могут понять смысл читаемых и записываемых слов, т.е. слова остаются для них просто бессмысленным набором букв. Естественно, они будет допускать на письме ошибки, связанные с непониманием смысла слов. Если не учитывать этих особенностей детей и не применять специальных методик, имеющиеся нарушения в процессе обучения будут только усугубляться".
Читать здесь
2.Сивцева Н.С. "Формирование орфографической грамотности".
"Поэтому на своих уроках я большое внимание уделяю именно орфографической грамотности. На уроке по теме «Буквы А и О в корне ЛАГ и ЛОЖ» мы должны научиться правильно писать эти буквы и правильно использовать данную орфограмму. Урок проходит в виде путешествия по стране русского языка. На этом уроке использованы различные задания: работу с учебником, самостоятельную работу, работу по перфокартам, работу в парах. Уроки повторения и систематизации знаний учащихся по теме «Имя существительное» и «Имя числительное» провожу в игровой форме, с целью проверки и анализа усвоенных знаний. Каждый урок представлен в виде презентации, что позволяет учащимся лучше усвоить и закрепить данный материал".
Читать здесь
3.Казанцева Н.А. "Психологические закономерности формирования орфографической грамотности".
"Таким образом, на сегодняшний день, в психологии существует представление о том, что к грамотному письму ведет знание правил и формирование на их основе умственных приемов с последующей тренировкой путем выполнения соответствующих типов упражнений. Одним из основных принципов, которым подчиняется система упражнений, является принцип следования от легкого к трудному. Однако такой подход не учитывает различие условий, в которых происходит решение орфографических задач. Поэтому можно утверждать, что такое представление о психологических механизмах орфографического навыка не соответствуют реальности.
В середине прошлого столетия немецкие ученые-педагоги А. Дистерверг и Э. Борман заявили, что целью обучения должно быть развитие мышления. Они видели, что заучивание бесконечных правил не приводит к грамотному письму. Это заставило их искать иные пути решения проблемы. Так рождается попытка обосновать необходимость включать в процесс овладения грамотным письмом работу различных анализаторов. За каким из анализаторов закрепить ведущую роль? А. Дистерверг наметил путь слухового анализа слова (понятие о звуках как основных элементах звучащего слова). В ходе письма под диктовку необходимо учащимся анализировать звуковой состав слова. Ученый считает доминирующим методом обучения – письмо под диктовку.
А.Э. Борман, напротив, полагал, что главным является зрительное восприятие. При частом зрительном восприятии правильных написаний, считал он, накапливается запас зрительных образов. Проведенные ими опыты отличаются оригинальностью методик. Каждая экспериментальная попытка вызывает шквал критики.
 Ученый В. Лай первым отметил индивидуальные различия испытуемых, которые он связывал с индивидуальными особенностями анализаторов. Это позволило ему разделить испытуемых на слуховой и зрительный типы. Однако становится понятным, что эти теоретические положения на практике проявляются по-разному. Хочется заметить, что пока нигде не упоминалось о том, с какого возраста необходимо начинать работу по развитию грамотности".
Читать здесь
4.Приказчикова О.А. "Формирование орфографической грамотности учащихся средствами НЛП (нейролингвистического программирования) на уроках русского языка".
"Упражнения, направленные на повышение орфографической грамотности.
При изучении орфографии необходима развитая зрительная память, поэтому именно этому в ходе обучения орфографии уделяется особое внимание. («Коррекционная проба», мнемонические упражнения, «оживление предметов» и другие приемы. См. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. – М., 2000.).
Также используется целый ряд упражнений, являющихся нетрадиционными для урока русского языка. Практика показывает, что они эффективны. Приведет лишь один пример: упражнение «Игра в мяч». Игра может проводиться на закрепление правила, на повторение и пр. с мячом. Замечено, когда ребенок играет в мяч на занятиях, закрепление материала происходит гораздо быстрее. Например, называется слово с непроизносимой согласной в корне и бросаете ребенку мяч, а он должен поймать мяч, назвать непроизносимую букву и подобрать проверочное слово. Когда человеку бросают мяч, он впадает в краткое состояние, подобное конфузионному трансу. Его сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика. В этот момент его бессознательное занято решением вопроса – проверкой слова. Игру можно усложнить: кто неправильно назвал слово, встает и дает правильный ответ (проверочное слово). Вариантом данной игре является игра в ладоши. Учитель называет слово, если в нем есть предложенная орфограмма, ученики хлопают в ладоши, нет – нет. Неправильный ответ – ученик подбирает проверочное слово".
Читать здесь
5.Быкова Г.ГМетодика блочного обучения как условие формирования орфографической грамотности учащихся. - Журнал "Эйдос", 2005, 29 апреля.
"Методы обучения:
Блочный метод обучения (информация, проверка, коррекция, решение проблемного вопроса, проверка - входной, выходной контроль);
Метод мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся (создание проблемной ситуации, новизны, опора на жизненный опыт);
Методы словесной и наглядной передачи учебной информации (объяснение, разбор, комментирование, таблицы, условные обозначения);
Репродуктивный метод (различные виды разбора, списывания с заданиями);
Продуктивный метод (составление таблиц, подбор собственных примеров, группировка материала, творческие работы).
Методов, которые всегда давали бы максимальный эффект, не существует, так как на результат влияют характер учебного предмета, программы, личности учителя и ученика, условия применения. Задача учителя заключается в правильном подборе методов обучения, наиболее эффективных в конкретных обстоятельствах.
Видами методов (упражнений), развивающих орфографическую и зоркость, являются нахождение (обнаружение) орфограмм; выяснение и обозначение условий выбора правильных написаний; подбор слов (с указанными орфограммами); орфографический разбор; группировка слов с определенными орфограммами.
Блочный метод изучения взаимосвязанных тем может осуществляться одновременно или с опережением. Оба подхода имеют как общее, так и отличительное. Общее в этих подходах является то, что в обоих случаях взаимосвязанные темы подаются не разрозненно, а обобщенно".
6.Александрова Е.А. "Просто и эффективно, или Еще раз о проблеме формирования орфографической грамотности"
"Учёные говорят о существовании семи основных законов, которым подчиняется процесс формирования навыков. Они применимы практически к любой ситуации, если речь идет об обучении. Эти правила обязательно нужно учитывать во время учебного процесса.
1. Скорость формирования навыка не равномерна. Освоение любого навыка в начале идет намного быстрее, чем в середине и конце. “На графике этот процесс можно изобразить как кривую со стремительным взлетом в начале и дальнейшим медленным ростом, когда изменения практически не заметны” (2) Самый важный момент – именно этот переход от быстрого роста к медленному формированию.
2. Ухудшение – это нормально. “Когда переломный момент от быстрого роста к постепенному развитию пройден, наступает период “плато”, когда улучшения в обучении отсутствуют, а может даже произойти ухудшение. Классический пример – увеличение количества ошибок при обучении печати “слепым” методом. Это объясняется неравномерностью перестройки нашего сознания при овладении новыми навыками. При этом такие ухудшения или отсутствие роста могут наблюдаться несколько раз. Однако относитесь к этому положительно, такие паузы – знак того, что психика активно перестраивается”. (3)
3. Нет пределов совершенству.
4. Больше автоматизма, больше эффективности (закон Клапареда). Оказывается, что мозг человека устроен так, что в нем “может быть только один очаг возбуждения, чаще всего это наиболее сложная и важная в данный момент деятельность. Параллельно два процесса идти не могут, однако сознание может быстро переключаться между ними” (4)
5. Параллельные навыки сближаются.
6. Тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Сформированные навыки, если их не использовать, угасают. Причем чем сложнее навык, тем быстрее он идет на спад. Правда, однажды сформированные навыки восстанавливаются намного быстрей, чем при обучении с самых азов.
7. Лучший мотив – видимый результат. Для эффективного развития навыка учащийся должен ощущать результат своей работы. При соблюдении этого правила желание учиться дальше не угаснет".
Читать здесь
7.Штильман Сергей "Беседы об индивидуальной коррекции грамотности (ИКГ)". - Журнал "Русский язык. Первое сентября", 1999, №11, №17, №26, 2000, №3,  №11, №22.
"Осознание того, что использующийся на многих подготовительных курсах метод последовательного прохождения всего курса орфографии и пунктуации (начиная с орфограммы № 1 и знаков препинания в конце предложения и кончая дефисом в междометиях и знаками препинания в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи) ни к чему хорошему привести не мог, и собственный метод проб и ошибок в конце концов и привел к возникновению методики ИКГ, с которой я и хочу вас познакомить".Читать здесь
Читать здесь
Читать здесь

Комментариев нет: