Источник
Людмила Вербицкая, председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Санкт-Петербургского государственного университета
Сейчас все больше людей, которые либо вообще ничего не читают, либо читают произведения, при взгляде на названия которых становится грустно. В основном, это то, что раньше называли бульварными романами, то, что сейчас выпускается огромными тиражами. Причём, Маринина и Донцова - не самые худшие представители моря современных романов. Недавно социологический факультет нашего университета провёл опрос в военных училищах и вузах слушателей первого и второго курса на тему, что же ребята читают. После подведения итогов, оказалось: «ужастики». Может, людям, готовящимся к карьере военного, и нужна такая литература, но не думаю, чтобы это их как-нибудь обогатило.
Радует, что в последнее время всё же стали говорить о том, что массовая литература засоряет голову. Это верно хотя бы потому, что, когда я беру в руки такую книгу, удивляюсь, как много там ошибок. Выправлять их некому, потому что ни литературные редакторы, ни корректоры не привлекаются к работе.
Чтение непосредственно связано с целым рядом других процессов, в частности, с мыслительным процессом, с возможностью думать над языком, которым ты владеешь.
Когда Льва Щербу в 1932-м году спросили, где научиться хорошему русскому языку, он ответил: читайте произведения лучших писателей, имея в виду Чехова, Толстого, Достоевского… Кстати сказать, судьба произведений классиков тоже интересно развивается в наше время. Стало появляться много попыток продолжить роман, дать свою творческую интерпретацию того или иного романа. Например, есть не менее десяти продолжений «Анны Карениной». У кого-то Анна, оправившись от тяжелого удара и полежав в больнице, вылечилась. У кого-то она только ногу повредила. Есть разные попытки продолжения романа «Война и мир». Мне это кажется несерьёзным. К примеру, «Война и мир» - роман не только с глубокой внутренней философией самого автора, но и с философией, отражающей эту эпоху. Упрощать это в продолжениях бессмысленно. Курс литературы и школьные программы по литературе должны быть очень серьезно пересмотрены. Я после школы перечитывала роман около двадцати раз, каждый раз удивляясь, насколько он актуален. С годами текст воспринимается все глубже. А мы требуем осознания философских вещей от ребят в 16-17 лет.
Вместе с тем, утешает, что классические произведения всё равно вызывают интерес, например, кинематографистов, театральных режиссёров. Они пытаются по-новому, поэтапно рассмотреть эти произведения. Мне в этом плане очень импонирует фильм «Обломов» по роману Гончарова. Хотя есть такие попытки переосмыслить классику, которые детям лучше не смотреть. Например, балет «Руслан и Людмила», поставленный в возрожденном Большом театре.
Как-то от школьников я услышала такой отзыв: как сложно одиннадцать лет сидеть и видеть один и тот же затылок. Действительно, сама форма класса реальной творческой дискуссии не вызывает и, вместе с тем, есть опыт «круглых столов» на уроке литературы, когда за ними ведётся дискуссия, а учитель выступает наблюдателем. Дети всегда остаются детьми, и они стремятся к смене стереотипов. Может, следует к ним прислушаться? Я была во многих школах, и на протяжении многих лет вижу там одни и те же портреты классиков. Какие они все серые, унылые, бородатые! Да, Лев Толстой может быть с бородой, но Антон Чехов-то - молодой человек! Он умер в сорок с небольшим лет.
Согласна, убыстрившийся темп жизни, компьютеризация, мобильная телефонизация требуют нового от современных писателей. Пройдёт какое-то время и никаких «Избранных мест из переписки с друзьями» уже не будет. Жанр переписки практически исчез. Не придётся более издавать сборник писем. Может, только сборник «эсэмэсок»? Романы ужимаются, и мы хотим видеть развитие событий и результат сразу. Возможно, это потребность времени. Молодёжь стремится к какому-то внутреннему убыстрению, всем нужен мгновенный результат. Влияние Интернета здесь бесспорное. Мы задаем вопрос и хотим быстро получить ответ. Сам вид такой связи приводит к тому, что формируется новое сознание. Продолжительная информация для человека уже утомительна.
Спасти чтение могут только семья и школа. Очень важно, чтобы ребёнок слышал голос учителя, чтобы ребенку было интересно читать, спорить и обсуждать. Знаю, что среди педагогов есть чрезвычайно талантливые люди, практически артисты. Им сложно даже представить (а эту идею уже обсуждают!), что ЕГЭ по русскому языку и литературе можно разрешить сдавать в 9-м классе, а потом просто забыть об этих предметах. Этого допустить нельзя! Также как нельзя допустить ситуацию, чтобы из школ ушло обязательное выпускное сочинение.
Людмила Вербицкая, председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Санкт-Петербургского государственного университета
Сейчас все больше людей, которые либо вообще ничего не читают, либо читают произведения, при взгляде на названия которых становится грустно. В основном, это то, что раньше называли бульварными романами, то, что сейчас выпускается огромными тиражами. Причём, Маринина и Донцова - не самые худшие представители моря современных романов. Недавно социологический факультет нашего университета провёл опрос в военных училищах и вузах слушателей первого и второго курса на тему, что же ребята читают. После подведения итогов, оказалось: «ужастики». Может, людям, готовящимся к карьере военного, и нужна такая литература, но не думаю, чтобы это их как-нибудь обогатило.
Радует, что в последнее время всё же стали говорить о том, что массовая литература засоряет голову. Это верно хотя бы потому, что, когда я беру в руки такую книгу, удивляюсь, как много там ошибок. Выправлять их некому, потому что ни литературные редакторы, ни корректоры не привлекаются к работе.
Чтение непосредственно связано с целым рядом других процессов, в частности, с мыслительным процессом, с возможностью думать над языком, которым ты владеешь.
Когда Льва Щербу в 1932-м году спросили, где научиться хорошему русскому языку, он ответил: читайте произведения лучших писателей, имея в виду Чехова, Толстого, Достоевского… Кстати сказать, судьба произведений классиков тоже интересно развивается в наше время. Стало появляться много попыток продолжить роман, дать свою творческую интерпретацию того или иного романа. Например, есть не менее десяти продолжений «Анны Карениной». У кого-то Анна, оправившись от тяжелого удара и полежав в больнице, вылечилась. У кого-то она только ногу повредила. Есть разные попытки продолжения романа «Война и мир». Мне это кажется несерьёзным. К примеру, «Война и мир» - роман не только с глубокой внутренней философией самого автора, но и с философией, отражающей эту эпоху. Упрощать это в продолжениях бессмысленно. Курс литературы и школьные программы по литературе должны быть очень серьезно пересмотрены. Я после школы перечитывала роман около двадцати раз, каждый раз удивляясь, насколько он актуален. С годами текст воспринимается все глубже. А мы требуем осознания философских вещей от ребят в 16-17 лет.
Вместе с тем, утешает, что классические произведения всё равно вызывают интерес, например, кинематографистов, театральных режиссёров. Они пытаются по-новому, поэтапно рассмотреть эти произведения. Мне в этом плане очень импонирует фильм «Обломов» по роману Гончарова. Хотя есть такие попытки переосмыслить классику, которые детям лучше не смотреть. Например, балет «Руслан и Людмила», поставленный в возрожденном Большом театре.
Как-то от школьников я услышала такой отзыв: как сложно одиннадцать лет сидеть и видеть один и тот же затылок. Действительно, сама форма класса реальной творческой дискуссии не вызывает и, вместе с тем, есть опыт «круглых столов» на уроке литературы, когда за ними ведётся дискуссия, а учитель выступает наблюдателем. Дети всегда остаются детьми, и они стремятся к смене стереотипов. Может, следует к ним прислушаться? Я была во многих школах, и на протяжении многих лет вижу там одни и те же портреты классиков. Какие они все серые, унылые, бородатые! Да, Лев Толстой может быть с бородой, но Антон Чехов-то - молодой человек! Он умер в сорок с небольшим лет.
Согласна, убыстрившийся темп жизни, компьютеризация, мобильная телефонизация требуют нового от современных писателей. Пройдёт какое-то время и никаких «Избранных мест из переписки с друзьями» уже не будет. Жанр переписки практически исчез. Не придётся более издавать сборник писем. Может, только сборник «эсэмэсок»? Романы ужимаются, и мы хотим видеть развитие событий и результат сразу. Возможно, это потребность времени. Молодёжь стремится к какому-то внутреннему убыстрению, всем нужен мгновенный результат. Влияние Интернета здесь бесспорное. Мы задаем вопрос и хотим быстро получить ответ. Сам вид такой связи приводит к тому, что формируется новое сознание. Продолжительная информация для человека уже утомительна.
Спасти чтение могут только семья и школа. Очень важно, чтобы ребёнок слышал голос учителя, чтобы ребенку было интересно читать, спорить и обсуждать. Знаю, что среди педагогов есть чрезвычайно талантливые люди, практически артисты. Им сложно даже представить (а эту идею уже обсуждают!), что ЕГЭ по русскому языку и литературе можно разрешить сдавать в 9-м классе, а потом просто забыть об этих предметах. Этого допустить нельзя! Также как нельзя допустить ситуацию, чтобы из школ ушло обязательное выпускное сочинение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий