пятница, 23 декабря 2011 г.

Моя историко-филологическая полка: книги историка и социолога Дины Хапаевой

С интересом прочитала несколько книг Дины Хапаевой. 
Дина Рафаиловна Хапаева — российский историк и социолог, кандидат исторических наук. До 2009 года работала в Смольном институте свободных искусств и наук с момента его основания. Читала курсы по историографии, по интеллектуальной истории России и Франции, по истории интеллектуалов, а также курсы, посвященные восприятию исторического времени и наследию Просвещения в современном мире. В настоящее время является исследователем Хельсинского университета.
Источник
1."Готическое общество: морфология кошмара"
Был ли Дж.Р.Р.Толкин гуманистом или создателем готической эстетики, из которой нелюди и чудовища вытеснили человека? Повлиял ли готический роман на эстетические и моральные представления наших соотечественников, которые нашли свое выражение в культовых романах "Ночной Дозор" и "Таганский перекресток"? Как расстройство исторической памяти россиян, забвение преступлений советского прошлого сказываются на политических и социальных изменениях, идущих в современной России? И, наконец, связаны ли мрачные черты современного готического общества с тем, что объективное время науки "выходит из моды" и сменяется "темпоральностью кошмара" - представлением об обратимом, прерывном, субъективном времени?
2. "Герцоги республики в эпоху переводов. Гуманитарные науки и революция понятий"
"Непредсказуемость общества", "утрата ориентиров", "кризис наук о человеке", "конец интеллектуалов", "распад гуманитарного сообщества", - так описывают современную интеллектуальную ситуацию ведущие российские и французские исследователи - герои этой книги. Науки об обществе утратили способность анализировать настоящее и предсказывать будущее. Немота интеллектуалов вызвана "забастовкой языка": базовые понятия социальных наук, такие как "реальность" и "объективность", "демократия" и "нация", стремительно утрачивают привычный смысл. Разрастающийся кризис научной рациональности угрожает не только идентичности интеллектуалов. Он ставит под вопрос основы наших представлений о мире. В чем причины происходящей на наших глазах интеллектуальной революции? Как связана она с изменением восприятия времени в европейской культуре, начавшимся в XX столетии?
3."Время космополитизма. Очерки интеллектуальной истории"
 Идеализация Запада в России 1980-90-х гг., рассмотренная в контексте европейской истории идей, предстает в книге как этап межкультурного диалога, предметом которого является спор о наследии Просвещения. Идеализация западными интеллектуалами сталинской России выступает в качестве предшествующей стадии этого диалога. Книга завершается анализом причин, в силу которых понятие идеализации не используется социальными науками. История отказа от этого понятия позволяет оценить влияние религии на формирование интеллектуального аппарата социальных наук.
4."Кошмар. Литература и жизнь"
Что такое кошмар? Почему кошмары заполонили романы, фильмы, компьютерные игры, а переживание кошмара стало массовой потребностью в современной культуре? Психология, культурология, литературоведение не дают ответов на эти вопросы, поскольку кошмар никогда не рассматривался учеными как предмет, достойный серьезного внимания. Однако для авторов "романа ментальных состояний" кошмар был смыслом творчества. Н.Гоголь и Ч.Метьюрин, Ф.Достоевский и Т.Манн, Г.Лавкрафт и В.Пелевин ставили смелые опыты над своими героями и читателями, чтобы запечатлеть кошмар в своих произведениях. 

Комментариев нет: