Дмитрий Бак
Сто поэтов начала столетия
Так будет называться новая рубрика, в которой пойдет речь о современной поэзии, о ее бронзовом веке. По интенсивности публикаций в журналах, по обилию поэтических вечеров и фестивалей последние пятнадцать-двадцать лет вполне можно сопоставить с благодатными для русской поэзии 1890-1900-ми годами. Спору нет, количество напечатанных стихов еще никак не гарантирует качества – никто сейчас не возьмется предугадать, есть ли среди современных стихотворцев новые Ахматова, Мандельштам либо, по крайней мере, Сологуб или Волошин. Впрочем, это было бы предприятие странное и даже бесполезное. Гораздо важнее иное: попросту очертить границы современной “территории поэзии” (Terra poesis), попытаться дать моментальный снимок нынешней поэтической ситуации во всем ее разнообразии и пестроте. Время публикаций, о которых пойдет речь, условно ограничено 2000-ми годами – отсюда и заглавие рубрики, прозрачно отсылающее к классическому термину конец столетия (fin de siècle), бытовавшему на стыке веков ХХ и XIX-го.
Сто поэтов начала столетия
Так будет называться новая рубрика, в которой пойдет речь о современной поэзии, о ее бронзовом веке. По интенсивности публикаций в журналах, по обилию поэтических вечеров и фестивалей последние пятнадцать-двадцать лет вполне можно сопоставить с благодатными для русской поэзии 1890-1900-ми годами. Спору нет, количество напечатанных стихов еще никак не гарантирует качества – никто сейчас не возьмется предугадать, есть ли среди современных стихотворцев новые Ахматова, Мандельштам либо, по крайней мере, Сологуб или Волошин. Впрочем, это было бы предприятие странное и даже бесполезное. Гораздо важнее иное: попросту очертить границы современной “территории поэзии” (Terra poesis), попытаться дать моментальный снимок нынешней поэтической ситуации во всем ее разнообразии и пестроте. Время публикаций, о которых пойдет речь, условно ограничено 2000-ми годами – отсюда и заглавие рубрики, прозрачно отсылающее к классическому термину конец столетия (fin de siècle), бытовавшему на стыке веков ХХ и XIX-го.
Для подобного намерения есть идеальный образец в прошлом – классический цикл рецензий на выходящие в свет поэтические сборники, публиковавшийся Николаем Гумилевым в журнале “Аполлон” в 1909 – 1916 годах под названием “Письма о русской поэзии”. Разумеется, совершенно неблагодарным занятием было бы проведение прямых параллелей между тогдашним и нынешним “поэтическим материалом” и – тем более! – между уровнем гумилевских и ныне задуманных разборов стихов и поэтических книг. Однако два косвенных схождения между “Письмами…” и новой рубрикой “Октября” все же хотелось бы отметить.
Журнал "Октябрь", 2009, №2 и далее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий