Другая школа
Дмитрий Фишбейн
Фрагменты статьи
Тезис № 1. Они не плохие, а другие.
Я уверен в том, что нынешние дети не хуже, они просто сильно отличаются от нас с Вами. Думаю, что Вы тоже понимаете это, но нам важно обсудить, в чем они другие.
1. У них другая семья.
Вспомните традиционную семью 19 века, когда все жили вместе: бабушки и дедушки, родители, тети и дяди, дети и т.п. Мало того, ведь как было: в этой части деревни у нас все Исаевы, и все они наши родственники. Понятно, что и дети, и их воспитание было соответствующим. Всем ясно, что такой семьи уже нет.
В 20 веке появляется другая семья. Я бы так сказал: наша с Вами. Привычная для нас модель семьи, которая живет чаще всего отдельно от остальных родственников, которая имеет детей и многое делает для их образования и развития. Такую семью можно назвать «детицентричной». Но посмотрите вокруг: такой семьи тоже уже нет.
Семьи наших учеников уже другие. Очень многие из них живут в неполных семьях или семьях, где у родителей это второй или третий брак. Это уже становится нормой. И мы слышим от детей: она мне сестра, но не совсем – у нее другие папа и мама. Кроме того, что очень важно: семья становится «взрослоцентричной». Папа с мамой, которые приходят с работы в 9 часов вечера, дети, которых отправляют летом на юг с няней и т.п. Семьи, где папа живет заграницей и периодически появляется. И т.д., и т.п. Понятно, что и дети в такой семье становятся другими.
2. У них другой опыт.
Приведу замечательную историю от Анатолия Георгиевича Каспржака про его 3-летнюю внучку, которая, стоя перед большим плоским телевизором и видя на нем картинку, пытается, как на устройствах Apple, раздвинуть её руками. Ведь это уже совсем другой ребенок.
Задумаемся, что реально принес с собой интернет. Вспомните, когда мы с Вами в детстве шли гулять на улицу, наши родители очень хорошо себе представляли, с кем мы там можем встретиться. Мало того, зачастую они знали родителей наших детских друзей и недругов. Сейчас, когда мой 14-летний сын «тусуется» ВКонтакте, я прекрасно понимаю, что никакого представления о том, с кем он общается и что обсуждает, у меня нет. И какой, положительный и отрицательный опыт он там получает, тоже. Другой опыт, согласитесь!
3. У них другое поведение.
По результатам исследований до 11% российских школьников сейчас имеет синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Но что важно. Совершенно согласен с Евгением Александровичем Ямбургом, который сказал: «Вы можете на него кричать, ставить его в угол, но он внимания не держит, при этом интеллект у такого ребенка чаще всего в норме». Понимаете, с головой-то у них все в порядке, а вот поведение совсем другое.
4. У них другая история.
Я родом из города Ульяновска, там прожил большую часть жизни, учился в школе и работал там. Когда сейчас на семинарах для директоров я говорю об этом и произношу слово «Ульяновск», вижу, что все в курсе. Для нас с Вами имя Ленина и все, что с этим связано, является общим контекстом. Когда я сейчас общаюсь с учениками и говорю «Ульяновск», у очень многих из них не возникает ровным счетом ничего. Зато, когда упоминаешь белые ленточки, все кивают, давая понять, что этот контекст им понятен. У них другая история.
Тезис № 2. Другим детям нужна другая школа
Есть четкое ощущение, что в силу принципиально других качественных характеристик учащихся необходимо двигаться в сторону серьезного изменения школы, где они учатся. Школа должна стать не хуже или не лучше той, что была, ей необходимо стать другой. Ниже попробую наметить направления движения.
1. Outdoor Clasroom (Школа без стен).
Одной из значительных тенденций современного зарубежного образования является вынос урока за стены классной комнаты. Эти гиперактивные дети не могут учиться, сидя друг за другом затылок в затылок. Необходимо переосмыслить урок, превратив его в нового типа экскурсию, придав ей характер игры, квеста, приключения.
И такие примеры в нашем образовании уже появляются: найдите материалы проекта «Гений места», в рамках которого дети выезжают в определенное место и изучают его историю, географию, биологию, экономику, выкладывая материалы в сеть и совместно решая задачи.
2. Школа реальной деятельности.
Уже банальностью является мысль, что обучения без деятельности не бывает. Но давайте задумаемся, какую деятельность мы предлагаем сейчас в школе. Мне кажется, что большинство учебных ситуаций у нас создаются искусственно. Но искусственно создаваемые учебные ситуации неэффективны, должна быть реальная деятельность с понятным результатом.
Пример. В одной из школ дети сами создают программы школьного радио. Ничего нового, скажите Вы: у нас и школьную газету делают и т.п. В чем отличие: радиопрограмма, которую сегодня ученики сделали на уроке, вечером пойдет в реальный эфир. Да, пока в интернете, но главное: я как родитель могу вечером послушать то, что сделал мой ребенок. И учащиеся понимают, что это не искусственно создаваемая ситуация обучения записи звука, а другое. Тогда сразу возникают вопросы «А кто будет слушать эту программу?, А как, в связи с этим, лучше выстроить программу? и т.п».
Тезис № 3. Законы создаются внизу.
Выводы из всего вышеизложенного, наверное, понятны: другие новые дети требуют появления другой, действительно новой школы. Но, возвращаясь к началу статьи, обращу Ваше внимание на эпиграф. Я полностью согласен с уважаемым Михаил Михайловичем «Законы создаются внизу» и поэтому уверен, что появление новой школы не зависит от назначения нового министра образования.
Я убежден, что в силах школьных коллективов самим пытаться сделать другую школу для своих учащихся. Это не осуществишь очередными законами или концепциями и целевыми программами воспитания одаренных детей. Только изменяя по чуть-чуть каждый день то, что происходит на уроке, возможно двинуться вперед.
P.S. Выражаю большую благодарность Каспржаку Анатолию Георгиевичу, к.п.н., директору Центра лидерства в образовании НИУ Высшая школа экономики, Поливановой Катерине Николаевне, д.пс.н., профессору кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, Курбатову Рустаму Ивановичу, директору НОУ «Лицей «Ковчег» — XXI» за идеи другой школы и ценные мысли.
P.S. Примерно с этим выступал на VI Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в г. Екатеринбурге. Ниже запись пленарного заседания, мое выступление начинается с 1 ч 03 минут и длится 20 мин. Лучше открыть видео на весь экран, чтобы была видна презентация.
http://videovks.irro.ru/videos/video/129/
Дмитрий Фишбейн
Фрагменты статьи
Тезис № 1. Они не плохие, а другие.
Я уверен в том, что нынешние дети не хуже, они просто сильно отличаются от нас с Вами. Думаю, что Вы тоже понимаете это, но нам важно обсудить, в чем они другие.
1. У них другая семья.
Вспомните традиционную семью 19 века, когда все жили вместе: бабушки и дедушки, родители, тети и дяди, дети и т.п. Мало того, ведь как было: в этой части деревни у нас все Исаевы, и все они наши родственники. Понятно, что и дети, и их воспитание было соответствующим. Всем ясно, что такой семьи уже нет.
В 20 веке появляется другая семья. Я бы так сказал: наша с Вами. Привычная для нас модель семьи, которая живет чаще всего отдельно от остальных родственников, которая имеет детей и многое делает для их образования и развития. Такую семью можно назвать «детицентричной». Но посмотрите вокруг: такой семьи тоже уже нет.
Семьи наших учеников уже другие. Очень многие из них живут в неполных семьях или семьях, где у родителей это второй или третий брак. Это уже становится нормой. И мы слышим от детей: она мне сестра, но не совсем – у нее другие папа и мама. Кроме того, что очень важно: семья становится «взрослоцентричной». Папа с мамой, которые приходят с работы в 9 часов вечера, дети, которых отправляют летом на юг с няней и т.п. Семьи, где папа живет заграницей и периодически появляется. И т.д., и т.п. Понятно, что и дети в такой семье становятся другими.
2. У них другой опыт.
Приведу замечательную историю от Анатолия Георгиевича Каспржака про его 3-летнюю внучку, которая, стоя перед большим плоским телевизором и видя на нем картинку, пытается, как на устройствах Apple, раздвинуть её руками. Ведь это уже совсем другой ребенок.
Задумаемся, что реально принес с собой интернет. Вспомните, когда мы с Вами в детстве шли гулять на улицу, наши родители очень хорошо себе представляли, с кем мы там можем встретиться. Мало того, зачастую они знали родителей наших детских друзей и недругов. Сейчас, когда мой 14-летний сын «тусуется» ВКонтакте, я прекрасно понимаю, что никакого представления о том, с кем он общается и что обсуждает, у меня нет. И какой, положительный и отрицательный опыт он там получает, тоже. Другой опыт, согласитесь!
3. У них другое поведение.
По результатам исследований до 11% российских школьников сейчас имеет синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Но что важно. Совершенно согласен с Евгением Александровичем Ямбургом, который сказал: «Вы можете на него кричать, ставить его в угол, но он внимания не держит, при этом интеллект у такого ребенка чаще всего в норме». Понимаете, с головой-то у них все в порядке, а вот поведение совсем другое.
4. У них другая история.
Я родом из города Ульяновска, там прожил большую часть жизни, учился в школе и работал там. Когда сейчас на семинарах для директоров я говорю об этом и произношу слово «Ульяновск», вижу, что все в курсе. Для нас с Вами имя Ленина и все, что с этим связано, является общим контекстом. Когда я сейчас общаюсь с учениками и говорю «Ульяновск», у очень многих из них не возникает ровным счетом ничего. Зато, когда упоминаешь белые ленточки, все кивают, давая понять, что этот контекст им понятен. У них другая история.
Тезис № 2. Другим детям нужна другая школа
Есть четкое ощущение, что в силу принципиально других качественных характеристик учащихся необходимо двигаться в сторону серьезного изменения школы, где они учатся. Школа должна стать не хуже или не лучше той, что была, ей необходимо стать другой. Ниже попробую наметить направления движения.
1. Outdoor Clasroom (Школа без стен).
Одной из значительных тенденций современного зарубежного образования является вынос урока за стены классной комнаты. Эти гиперактивные дети не могут учиться, сидя друг за другом затылок в затылок. Необходимо переосмыслить урок, превратив его в нового типа экскурсию, придав ей характер игры, квеста, приключения.
И такие примеры в нашем образовании уже появляются: найдите материалы проекта «Гений места», в рамках которого дети выезжают в определенное место и изучают его историю, географию, биологию, экономику, выкладывая материалы в сеть и совместно решая задачи.
2. Школа реальной деятельности.
Уже банальностью является мысль, что обучения без деятельности не бывает. Но давайте задумаемся, какую деятельность мы предлагаем сейчас в школе. Мне кажется, что большинство учебных ситуаций у нас создаются искусственно. Но искусственно создаваемые учебные ситуации неэффективны, должна быть реальная деятельность с понятным результатом.
Пример. В одной из школ дети сами создают программы школьного радио. Ничего нового, скажите Вы: у нас и школьную газету делают и т.п. В чем отличие: радиопрограмма, которую сегодня ученики сделали на уроке, вечером пойдет в реальный эфир. Да, пока в интернете, но главное: я как родитель могу вечером послушать то, что сделал мой ребенок. И учащиеся понимают, что это не искусственно создаваемая ситуация обучения записи звука, а другое. Тогда сразу возникают вопросы «А кто будет слушать эту программу?, А как, в связи с этим, лучше выстроить программу? и т.п».
Тезис № 3. Законы создаются внизу.
Выводы из всего вышеизложенного, наверное, понятны: другие новые дети требуют появления другой, действительно новой школы. Но, возвращаясь к началу статьи, обращу Ваше внимание на эпиграф. Я полностью согласен с уважаемым Михаил Михайловичем «Законы создаются внизу» и поэтому уверен, что появление новой школы не зависит от назначения нового министра образования.
Я убежден, что в силах школьных коллективов самим пытаться сделать другую школу для своих учащихся. Это не осуществишь очередными законами или концепциями и целевыми программами воспитания одаренных детей. Только изменяя по чуть-чуть каждый день то, что происходит на уроке, возможно двинуться вперед.
P.S. Выражаю большую благодарность Каспржаку Анатолию Георгиевичу, к.п.н., директору Центра лидерства в образовании НИУ Высшая школа экономики, Поливановой Катерине Николаевне, д.пс.н., профессору кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, Курбатову Рустаму Ивановичу, директору НОУ «Лицей «Ковчег» — XXI» за идеи другой школы и ценные мысли.
P.S. Примерно с этим выступал на VI Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в г. Екатеринбурге. Ниже запись пленарного заседания, мое выступление начинается с 1 ч 03 минут и длится 20 мин. Лучше открыть видео на весь экран, чтобы была видна презентация.
http://videovks.irro.ru/videos/video/129/
Комментариев нет:
Отправить комментарий