Другая школа
Рустам Курбатов
Самое утомительное в школе – сидеть и слушать. Безделье утомляет. Надо было б сократить до минимума традиционный урок, когда учитель «разговаривает с классом», реально с 2-3 учениками или кто-то что-то чертит на доске.
Урок – это убийство времени.
И когда учитель жалуется, что не успевает, что не хватает часов, что не можно работать без домашнего задания, хочется спросить тоном фининспектора: «А куда делось время? Как истрачены были часы?» Можно «дать» и 6, и 8 часов в неделю, но если это будут традиционные уроки – и этого будет мало.
Итак, время урока делится на три части (как круг – на эмблеме Мерседеса).
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА. Учитель versus класс. Ставлю песочные часы: «Вот пять минут – поиграем в серьезную школу: руки на парту, смотреть на меня и слушать!» Да, это как в школе, как на уроке – но урок длится 5 минут. Не шевелиться!
За пять минут я должен сказать, что мы сегодня будем делать, объявить правила работы. А потом – работа! Честно говоря, за 5 минут не укладываемся. Еще одна пятиминутка – в конце, чтобы подвести итог.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Разные дети – разные задания, как правило, 2-3 уровней. Это время Тихой Самостоятельной Работы. Есть вопрос – подними руку, я подойду. Звучит Вивальди, Бах или Моцарт.
РАБОТА В ГРУППЕ. 16 человек в классе, 4 группы по 4 человека. Говорить можно шепотом. Трудно, особенно для учителя. Больше всего мешает ученикам на уроке работать… учитель. То он начинает на весь класс комментировать чью-то ошибку, а то отвечает во весь голос на вопрос кого-нибудь из учеников.
Конечно, не строго на три равные части делится время. Но когда нам удается так организовать работу, дети меньше изнывают от неподвижного безделия.
Работа в группах радует и дает силы, индивидуальная работа тоже не изнуряет. А 10-20 минут из 80, когда «руки на парте» можно и перетерпеть.
Тогда и не страшно ставить расписание «парами», по два урока. Отчего или от кого устает ученик? От учителя? Но в начальной школе учитель ведет 4 урока в день. От предмета? Устает от однообразия работы. А урок "на три такта" - это вполне терпимо.
Жить можно.
Рустам Курбатов
Самое утомительное в школе – сидеть и слушать. Безделье утомляет. Надо было б сократить до минимума традиционный урок, когда учитель «разговаривает с классом», реально с 2-3 учениками или кто-то что-то чертит на доске.
Урок – это убийство времени.
И когда учитель жалуется, что не успевает, что не хватает часов, что не можно работать без домашнего задания, хочется спросить тоном фининспектора: «А куда делось время? Как истрачены были часы?» Можно «дать» и 6, и 8 часов в неделю, но если это будут традиционные уроки – и этого будет мало.
Итак, время урока делится на три части (как круг – на эмблеме Мерседеса).
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА. Учитель versus класс. Ставлю песочные часы: «Вот пять минут – поиграем в серьезную школу: руки на парту, смотреть на меня и слушать!» Да, это как в школе, как на уроке – но урок длится 5 минут. Не шевелиться!
За пять минут я должен сказать, что мы сегодня будем делать, объявить правила работы. А потом – работа! Честно говоря, за 5 минут не укладываемся. Еще одна пятиминутка – в конце, чтобы подвести итог.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Разные дети – разные задания, как правило, 2-3 уровней. Это время Тихой Самостоятельной Работы. Есть вопрос – подними руку, я подойду. Звучит Вивальди, Бах или Моцарт.
РАБОТА В ГРУППЕ. 16 человек в классе, 4 группы по 4 человека. Говорить можно шепотом. Трудно, особенно для учителя. Больше всего мешает ученикам на уроке работать… учитель. То он начинает на весь класс комментировать чью-то ошибку, а то отвечает во весь голос на вопрос кого-нибудь из учеников.
Конечно, не строго на три равные части делится время. Но когда нам удается так организовать работу, дети меньше изнывают от неподвижного безделия.
Работа в группах радует и дает силы, индивидуальная работа тоже не изнуряет. А 10-20 минут из 80, когда «руки на парте» можно и перетерпеть.
Тогда и не страшно ставить расписание «парами», по два урока. Отчего или от кого устает ученик? От учителя? Но в начальной школе учитель ведет 4 урока в день. От предмета? Устает от однообразия работы. А урок "на три такта" - это вполне терпимо.
Жить можно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий