Учительская газета
7 июня 2012
Светлана Потапова
Новгородские эксперты комиссии по проверке сочинений части С ЕГЭ столкнулись с удивительным фактом. Некоторые ученики 11-х классов совершенно серьезно выбрали для аргументирования своего мнения… детские сказки. Почему так происходит? В чем корень проблемы попытались разобраться педагоги новгородских школ и вузов.
Литературными примерами на ЕГЭ послужили «Колобок» и «Буратино»
Маргарита Васильевна ЛИХАЧЕВА, преподаватель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода, член предметной комиссии по проверке ЕГЭ по русскому языку в части С, комментирует ситуацию:
«Сокращение часов по литературе до трех уроков в неделю в выпускном классе, с учетом того, что и в предыдущих классах количество уроков литературы в неделю не превосходило двух-трех часов, дало свои плоды. За приведение примеров из литературных произведений в части С в этом году ставят больше баллов – вот наши выпускники и привели примеры… из сказок «Буратино», «Колобок», из сказки «Снежная королева», название которой они запомнили как «Кай и Герда». Это произошло потому, что массовое чтение современных детей захватывает только в раннем детстве. Дальше они читать перестают.
По моим наблюдениям из 25 учеников среднестатистического старшего класса действительно читают книги примерно 15 человек, остальные «выезжают» на уроке за счет подготовленных дома письменных работ и на «знаниях», полученных из интернета. При этом создается впечатление, что нашим детям не интересна именно отечественная литература. При проверке части С на нынешнем ЕГЭ мы увидели много примеров из зарубежной литературы. Относительно некоторых примеров даже засомневались – может быть, автора и название произведения ребенок выдумал? Нет, после проверки оказалось, существует такой автор и такая книга. Круг чтения старшеклассников явно выходит за рамки школьной программы, в него включены произведения современных зарубежных писателей. А русская классическая литература учеников интересует меньше.
Раньше, десятилетия назад, на уроки литературы в школе отводилось по пять-шесть часов в неделю. Только на изучение «Войны и мира» было выделено около 40 часов программы. Резкое уменьшение уроков литературы - в этом, несомненно, коренная причина происходящего.
Представители Новгородского государственного университета, также проверявшие эссе части С, задали вопрос нам, учителям русского языка и литературы – почему у нас дети недостаточно хорошо знают русскую классику? У нас тоже возникает встречный вопрос - а каково качество подготовки студентов, которые приходят после наших вузов в школы работать учителями литературы и русского языка? У меня на последней практике студенты-филологи смогли сделать только половину заданий для 8-го класса. Им оказалось не под силу написать мини-сочинение на заданную тему, с которым мои ученики тут же, на уроке, без подготовки справились легко, а несколько ребят даже написали это сочинение в стихах. Это при том, что наша школа не относится к числу лицеев или гимназий, и уровень способностей большинства учеников, которые приходят к нам в старшие классы, средний.
Факультет русского языка и литературы НовГУ в ноябре будет отмечать 80 лет и, наверное, закончит свое существование.
Из последней группы в 30 человек, поступивших на литфак, осталось к концу учебы 17, а из этих 17 на сегодняшний день только двое собираются идти работать в школу. Два новых учителя русского языка и литературы на всю Новгородскую область! Студентка, пришедшая ко мне на практику, откровенно мне сказала: «У меня второе образование, знаю иностранный язык. Подала резюме в иностранную компанию, если примут, уйду туда работать!» На открытом уроке во время практики эта девушка не захотела брать произведения из родной литературы. Спросила: «Можно я дам «Маленького принца»? Провела урок по Сент-Экзюпери и ушла работать к иностранцам. Дефицит учителей русского языка и литературы – это провал, который нас еще ждет впереди».
В Новгородском госуниверситете в этом учебном году впервые не было приема по специальности «учитель русского языка и литературы»
Наталья Николаевна НИКИТИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Новгородского государственного университета, имеет свое мнение о подготовке будущих учителей русского языка и литературы:
«В Новгородском государственном университете в 2011-2012 учебном году впервые не было приема по специальности «учитель русского языка и литературы». Фактически наш университет прекратил подготовку педагогов-предметников многих специальностей. Между тем, Новгородский педагогический институт, который вошел несколько лет назад в состав НовГУ, в течение многих десятилетий готовил учителей для учебных заведений всей Новгородской области. Сейчас в НовГУ ведется подготовка только учителей рисования, музыки, технологии, физкультуры, начальных классов, математики, английского и немецкого языка, специалистов по дошкольному образованию. Самое удивительное, что есть ребята, которые хотят работать в школе, но не могут получить педагогическое образование из-за нововведений в нашем вузе.
Камнем преткновения стал переход на новые стандарты с минувшего учебного года. При этом переходе каждая кафедра должна была выбрать между направлениями, например, «филология» или «педагогическое образование по специальности «филология». Большинство предметных кафедр отказались от педагогического образования, так как преподавателям выпускающей кафедры в этом случае идет большая нагрузка. На кафедре математики выбрали педагогическое образование, потому что там работает много сотрудников бывшего пединститута. Они знают, что педагогическое образование в силу хорошей подготовки дает возможность человеку работать не только в школе, но и в любом другом месте. Кафедра филологии, к сожалению, выбрала другой путь.
В результате наши выпускники получат образование, которого будет недостаточно для работы в школе. В их дипломах не будет прописано право преподавательской деятельности. В школы, при дефиците учителей русского языка и литературы, их работать возьмут, но сразу возникнет ряд проблем. Какой разряд им присвоить, как проходить аттестацию? То, что дается в университете, им придется добирать самим в течение многих лет. Им придется заканчивать дополнительные курсы. Зарплата, возможно, у них будет меньше, чем у выпускников вуза с педагогическим образованием. Государство будет затрачивать дополнительные средства, обучая таких учителей на курсах повышения квалификации. Дмитрий Медведев, когда был президентом РФ, выдвинул идею о том, что в школу может придти любой человек, не имеющий педагогического образования. Сейчас эти слова реализуются на практике.
Вместе с тем прием на факультет русского языка и литературы сокращается. Два десятка лет назад в Новгородский педагогический институт на этот факультет поступало 75 человек в год, а сейчас набирается одна группа в 15-25 человек. В Великом Новгороде существовал педагогический колледж, сейчас он фактически прекратил свое существование. В следующем учебном году будет выпуск последней группы педагогов, которые учатся по специальности «дошкольное образование». Это при том, что подавляющее большинство выпускников педагогического колледжа по традиции шло работать в школу или детские сады. Новое руководство колледжа перепрофилировало это учреждение образования. Теперь это гуманитарно-экономический колледж. В нем готовят уже не педагогов, а специалистов по сервису, туризму, работе с населением в социальной сфере».
Слова взрослых дополняет Александр АЛЕНИН, выпускник новгородской гимназии №1. После сдачи ЕГЭ по русскому языку у него сложилось такое впечатление:
«Часть С была как всегда - написать сочинение. Тема у меня была стандартная, по которой даже готовились: «Роль книги и чтения в жизни человека». Надо ли читать те произведения, которые проходят по школьной программе, или можно узнать, о чем они, из интернета? Все зависит от произведения. Но я считаю, что читать надо все и для себя, а не для ЕГЭ, чтобы просто быть образованным человеком».
Лучше и не скажешь о роли книги и чтения в жизни человека, не правда ли?
7 июня 2012
Светлана Потапова
Новгородские эксперты комиссии по проверке сочинений части С ЕГЭ столкнулись с удивительным фактом. Некоторые ученики 11-х классов совершенно серьезно выбрали для аргументирования своего мнения… детские сказки. Почему так происходит? В чем корень проблемы попытались разобраться педагоги новгородских школ и вузов.
Литературными примерами на ЕГЭ послужили «Колобок» и «Буратино»
Маргарита Васильевна ЛИХАЧЕВА, преподаватель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода, член предметной комиссии по проверке ЕГЭ по русскому языку в части С, комментирует ситуацию:
«Сокращение часов по литературе до трех уроков в неделю в выпускном классе, с учетом того, что и в предыдущих классах количество уроков литературы в неделю не превосходило двух-трех часов, дало свои плоды. За приведение примеров из литературных произведений в части С в этом году ставят больше баллов – вот наши выпускники и привели примеры… из сказок «Буратино», «Колобок», из сказки «Снежная королева», название которой они запомнили как «Кай и Герда». Это произошло потому, что массовое чтение современных детей захватывает только в раннем детстве. Дальше они читать перестают.
По моим наблюдениям из 25 учеников среднестатистического старшего класса действительно читают книги примерно 15 человек, остальные «выезжают» на уроке за счет подготовленных дома письменных работ и на «знаниях», полученных из интернета. При этом создается впечатление, что нашим детям не интересна именно отечественная литература. При проверке части С на нынешнем ЕГЭ мы увидели много примеров из зарубежной литературы. Относительно некоторых примеров даже засомневались – может быть, автора и название произведения ребенок выдумал? Нет, после проверки оказалось, существует такой автор и такая книга. Круг чтения старшеклассников явно выходит за рамки школьной программы, в него включены произведения современных зарубежных писателей. А русская классическая литература учеников интересует меньше.
Раньше, десятилетия назад, на уроки литературы в школе отводилось по пять-шесть часов в неделю. Только на изучение «Войны и мира» было выделено около 40 часов программы. Резкое уменьшение уроков литературы - в этом, несомненно, коренная причина происходящего.
Представители Новгородского государственного университета, также проверявшие эссе части С, задали вопрос нам, учителям русского языка и литературы – почему у нас дети недостаточно хорошо знают русскую классику? У нас тоже возникает встречный вопрос - а каково качество подготовки студентов, которые приходят после наших вузов в школы работать учителями литературы и русского языка? У меня на последней практике студенты-филологи смогли сделать только половину заданий для 8-го класса. Им оказалось не под силу написать мини-сочинение на заданную тему, с которым мои ученики тут же, на уроке, без подготовки справились легко, а несколько ребят даже написали это сочинение в стихах. Это при том, что наша школа не относится к числу лицеев или гимназий, и уровень способностей большинства учеников, которые приходят к нам в старшие классы, средний.
Факультет русского языка и литературы НовГУ в ноябре будет отмечать 80 лет и, наверное, закончит свое существование.
Из последней группы в 30 человек, поступивших на литфак, осталось к концу учебы 17, а из этих 17 на сегодняшний день только двое собираются идти работать в школу. Два новых учителя русского языка и литературы на всю Новгородскую область! Студентка, пришедшая ко мне на практику, откровенно мне сказала: «У меня второе образование, знаю иностранный язык. Подала резюме в иностранную компанию, если примут, уйду туда работать!» На открытом уроке во время практики эта девушка не захотела брать произведения из родной литературы. Спросила: «Можно я дам «Маленького принца»? Провела урок по Сент-Экзюпери и ушла работать к иностранцам. Дефицит учителей русского языка и литературы – это провал, который нас еще ждет впереди».
В Новгородском госуниверситете в этом учебном году впервые не было приема по специальности «учитель русского языка и литературы»
Наталья Николаевна НИКИТИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Новгородского государственного университета, имеет свое мнение о подготовке будущих учителей русского языка и литературы:
«В Новгородском государственном университете в 2011-2012 учебном году впервые не было приема по специальности «учитель русского языка и литературы». Фактически наш университет прекратил подготовку педагогов-предметников многих специальностей. Между тем, Новгородский педагогический институт, который вошел несколько лет назад в состав НовГУ, в течение многих десятилетий готовил учителей для учебных заведений всей Новгородской области. Сейчас в НовГУ ведется подготовка только учителей рисования, музыки, технологии, физкультуры, начальных классов, математики, английского и немецкого языка, специалистов по дошкольному образованию. Самое удивительное, что есть ребята, которые хотят работать в школе, но не могут получить педагогическое образование из-за нововведений в нашем вузе.
Камнем преткновения стал переход на новые стандарты с минувшего учебного года. При этом переходе каждая кафедра должна была выбрать между направлениями, например, «филология» или «педагогическое образование по специальности «филология». Большинство предметных кафедр отказались от педагогического образования, так как преподавателям выпускающей кафедры в этом случае идет большая нагрузка. На кафедре математики выбрали педагогическое образование, потому что там работает много сотрудников бывшего пединститута. Они знают, что педагогическое образование в силу хорошей подготовки дает возможность человеку работать не только в школе, но и в любом другом месте. Кафедра филологии, к сожалению, выбрала другой путь.
В результате наши выпускники получат образование, которого будет недостаточно для работы в школе. В их дипломах не будет прописано право преподавательской деятельности. В школы, при дефиците учителей русского языка и литературы, их работать возьмут, но сразу возникнет ряд проблем. Какой разряд им присвоить, как проходить аттестацию? То, что дается в университете, им придется добирать самим в течение многих лет. Им придется заканчивать дополнительные курсы. Зарплата, возможно, у них будет меньше, чем у выпускников вуза с педагогическим образованием. Государство будет затрачивать дополнительные средства, обучая таких учителей на курсах повышения квалификации. Дмитрий Медведев, когда был президентом РФ, выдвинул идею о том, что в школу может придти любой человек, не имеющий педагогического образования. Сейчас эти слова реализуются на практике.
Вместе с тем прием на факультет русского языка и литературы сокращается. Два десятка лет назад в Новгородский педагогический институт на этот факультет поступало 75 человек в год, а сейчас набирается одна группа в 15-25 человек. В Великом Новгороде существовал педагогический колледж, сейчас он фактически прекратил свое существование. В следующем учебном году будет выпуск последней группы педагогов, которые учатся по специальности «дошкольное образование». Это при том, что подавляющее большинство выпускников педагогического колледжа по традиции шло работать в школу или детские сады. Новое руководство колледжа перепрофилировало это учреждение образования. Теперь это гуманитарно-экономический колледж. В нем готовят уже не педагогов, а специалистов по сервису, туризму, работе с населением в социальной сфере».
Слова взрослых дополняет Александр АЛЕНИН, выпускник новгородской гимназии №1. После сдачи ЕГЭ по русскому языку у него сложилось такое впечатление:
«Часть С была как всегда - написать сочинение. Тема у меня была стандартная, по которой даже готовились: «Роль книги и чтения в жизни человека». Надо ли читать те произведения, которые проходят по школьной программе, или можно узнать, о чем они, из интернета? Все зависит от произведения. Но я считаю, что читать надо все и для себя, а не для ЕГЭ, чтобы просто быть образованным человеком».
Лучше и не скажешь о роли книги и чтения в жизни человека, не правда ли?
Комментариев нет:
Отправить комментарий