воскресенье, 15 июля 2012 г.

Мои эссе: "Путь наверх". Как попасть в высшее общество

      Я оттолкнул совесть от от рычагов 
управления и передал их рассудку. 
Д.Брэйн "Путь наверх"
       "Я убил Элис", - сказал я и заплакал... "Никто ни в чём не винит вас, дружок"... Я резко отодвинулся от неё. "О Господи, - сказал я, - в этом-то вся и беда". Это финальные фразы романа известного английского писателя Джона Брэйна (1922-1986) "Путь наверх" (1957). Книга стала первой частью дилогии о Джозефе Лэмптоне, вторая часть называется  "Жизнь наверху" (моя рецензия здесь). Я вначале (уже давно) посмотрела экранизации романов под названием "Путь в высшее общество" (1958) с удивительной Симоной Синьоре и "Роскошная жизнь" (1965). В главной роли снялся Лоуренс Харви. А теперь прочитала и дилогию Брэйна.
     Повествование в произведении "Путь наверх" ведётся от лица главного героя, который вспоминает события своего недавнего прошлого. Действие происходит примерно в 1946 году, красавчику Джозефу 25 лет. Джо Лэмптон родился в ненавистном маленьком рабочем городке Дафтоне, в годы Второй мировой войны потерял родителей, служил в армии, затем попал в лагерь для военнопленных в Баварии. Грязный Дафтон герой называет Мертвецкой, а крупных муниципальных служащих  и богачей - зомби.  Джо со своим дафтонским другом Чарльзом разработал классификацию женских и мужских типов от категории №1 до  №10. Категория №1 - миллионеры, кинозвёзды, диктаторы; женщины, изобретательные и неутомимые в любви. Себя Джозеф отнёс к категории №7: шестьсот фунтов годового дохода. 
    Сейчас главный герой - муниципальный бухгалтер (счетовод) в Уорли. Он самолюбивый, тщеславный, уверенный в себе молодой человек а-ля Жюльен Сорель. (Конечно, сразу возникают ассоциации с Жюльеном Сорелем из "Красного и чёрного" Стендаля: характер да и сюжет почти один к одному). Жить Наверху (по словам персонажей) - это жить в самом богатом районе города Уорли. В сознании Джозефа существуют два человека: один мечтает оказаться Наверху, стать мужчиной категории №1 или хотя бы №2,  другой хочет просто жить и любить вдали от ненавистных зомби.  Кто одержит победу? Думаю, все довольно быстро сообразят. Как попасть в высшее общество умному и красивому мужчине без средств? А для этого требуются прекрасные девушки категории №1 или №2, у которых богатые и влиятельные отцы. Так появляется Сьюзен Браун, милая, нежная, наивная, девятнадцатилетняя (ура!). Как можно прожить вдали от мерзких зомби? Для этого требуются  красивые любимые женщины. Так появляется Элис Эйсгилл, умная, опытная, талантливая, замужняя, тридцатичетырёхлетняя (увы!). 
     В Уорли есть хороший любительский городской театр. Именно  в театре знакомится Джо с Элис и Сьюзен. Именно в театре играет вся эта троица. Да, Джо играет не только в театре... Его лучшая роль - роль возлюбленного девушки с приданым, лучший спектакль - разговор с отцом Сьюзен в клубе консерваторов.
    Весь роман, мне кажется, просто "прошит" символами. Зомби - оживлённый кем-то труп или живой человек, попавший под чужое влияние (примерно так). Театр - маски, котурны, актёры, игра на публику. Бухгалтер - налоги, документы, законы, финансы. Муниципалитет - административная единица. Пожалуй, в таком мире нет места для настоящей любви.
    В начале книги Джо Лэмптон едет в Уорли (утро пасмурное, небо серое) и твердит про себя:  "С зомби покончено, Джо. Никаких зомби больше". В финале он ещё не превратился в зомби-актёра: он безумно страдает, потеряв единственную женщину, с которой ему не было 
одиноко.

2 комментария:

Ольга Николаевна комментирует...

В своё время меня эта книга просто потрясла!

Светлана Георгиевна комментирует...

Да, Ольга Николаевна, книга сильная.