Источник
(Орфография и пунктуация автора статьи)
Сергей Морозов
Давно хотел высказаться о репетиторстве. В последнее время поводов для этого стало больше и в силу того, что опять о нем заговорили, в свете подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Сам факт распространения репетиторства - уже признак дурно работающей системы образования. В хорошо налаженной образовательной системе все необходимое к изучению и запоминанию укладывается в уроки и домашнее задание. Потребность в репетиторстве заходит тогда когда дела на на лад не идут: учат не тому, и не так, плохо, как попало, да и сама мотивация к нормальному обучению у дитяти отсутствует, надо долбить и заставлять его дополнительно (это уже проблемы воспитания). Потребность в репетиторстве тогда, когда речь идет о переходе от одной ступени образования к другой - также признак дурно устроенной школы, в которой отсутствует такая обязательная вещь как преемственность между высшими и низшими ступенями образования.
Есть еще один, классический момент, иллюстрирующий идиотизм построения образования, репетиторство как завуалированная взятка, как форма материальной поддержки преподавателя ради нужной оценки.
В свете этого видно, что речь о репетиторстве в нормальной системе образования, как о массовом или широко распространенном явлении идти и не может.
Следует отметить, что репетиторство просто пронизано основным мотивом нынешнего нашего образования - стремлением к присвоению средств, получению прибыли, а не к какому-то там обучению и усвоению знаний. Для преподавателя репетиторство - это халтурка, и не более, повод обтрясти пару-тройку лентяев, или тех, кто страдает изобилием дензнаков. С этой точки зрения наивно было бы ожидать от него какого-то серьезного отношения к делу. Юридической ответственности за продукт своего труда никакой, нравственной тем более (в наш век прагматизма - это все пустое понятие).
Хотя дело не только в ответственности. Оно еще и в том, что репетиторство не может дать необходимый результат в нынешних военно-полевых условиях жизни и учебы. В идеале здесь нужен индивидуальный подход, глубокая диагностика проблем в обучении, поиск методики. Но кто с этим будет возиться? Много ли осталось среди педагогов и так называемых репетиторов задающихся такими высокими вопросами педагогики?
Да и надо ли это самим родителям, людям обычно сугубо прагматичным? Ведь деньги они платят за результат, а не за всестороннее развитие личности, которое наступит в отдаленном будущем.
"Вы его подтяните, чтоб он сдал, поступил, хорошо окончил" - вот весь набор целей, который задает и столь же прагматичную и неэффективную форму работы (сделать домашку, прозубрить параграф, прочитать то, что могло бы быть прочитано и самостоятельно, без репетиторства).
Впрочем, в репетиторстве есть некий толк с психотерапевтической точки зрения. Репетиторство - это способ подъема собственной самооценки в глазах окружающих (надо же, заботится о ребенке!), и, по большей части - форма переваливания ответственности на другого. Последнее в большей мере ибо оно вообще распространено в нынешнее время. "Уплочено? Давайте!" - это так по отношению к школе, к детсаду, и к репетиторство здесь не исключение.
В общем репетиторство, если оценивать его трезво, в такой форме, в какой оно есть, нужно скорее взрослым, чем ребенку. Это всегда деньги на ветер, это всегда торможение в развитии, ибо вместо самозаставления и самообразования ставится тетка с палкой, которая по существу, лишь берет деньги за то, что работает внешним раздражителем и формой самоуспокоения (мы занимаемся!)
В конечном итоге успех репетиторства зависит от собственного желания "подтянуть и освоить", и я не уверен, что для того чтобы его реализовать нормальному человеку нужна помощь кого-то за деньги.
(Орфография и пунктуация автора статьи)
Сергей Морозов
Давно хотел высказаться о репетиторстве. В последнее время поводов для этого стало больше и в силу того, что опять о нем заговорили, в свете подготовки к ЕГЭ и ГИА.
Сам факт распространения репетиторства - уже признак дурно работающей системы образования. В хорошо налаженной образовательной системе все необходимое к изучению и запоминанию укладывается в уроки и домашнее задание. Потребность в репетиторстве заходит тогда когда дела на на лад не идут: учат не тому, и не так, плохо, как попало, да и сама мотивация к нормальному обучению у дитяти отсутствует, надо долбить и заставлять его дополнительно (это уже проблемы воспитания). Потребность в репетиторстве тогда, когда речь идет о переходе от одной ступени образования к другой - также признак дурно устроенной школы, в которой отсутствует такая обязательная вещь как преемственность между высшими и низшими ступенями образования.
Есть еще один, классический момент, иллюстрирующий идиотизм построения образования, репетиторство как завуалированная взятка, как форма материальной поддержки преподавателя ради нужной оценки.
В свете этого видно, что речь о репетиторстве в нормальной системе образования, как о массовом или широко распространенном явлении идти и не может.
Следует отметить, что репетиторство просто пронизано основным мотивом нынешнего нашего образования - стремлением к присвоению средств, получению прибыли, а не к какому-то там обучению и усвоению знаний. Для преподавателя репетиторство - это халтурка, и не более, повод обтрясти пару-тройку лентяев, или тех, кто страдает изобилием дензнаков. С этой точки зрения наивно было бы ожидать от него какого-то серьезного отношения к делу. Юридической ответственности за продукт своего труда никакой, нравственной тем более (в наш век прагматизма - это все пустое понятие).
Хотя дело не только в ответственности. Оно еще и в том, что репетиторство не может дать необходимый результат в нынешних военно-полевых условиях жизни и учебы. В идеале здесь нужен индивидуальный подход, глубокая диагностика проблем в обучении, поиск методики. Но кто с этим будет возиться? Много ли осталось среди педагогов и так называемых репетиторов задающихся такими высокими вопросами педагогики?
Да и надо ли это самим родителям, людям обычно сугубо прагматичным? Ведь деньги они платят за результат, а не за всестороннее развитие личности, которое наступит в отдаленном будущем.
"Вы его подтяните, чтоб он сдал, поступил, хорошо окончил" - вот весь набор целей, который задает и столь же прагматичную и неэффективную форму работы (сделать домашку, прозубрить параграф, прочитать то, что могло бы быть прочитано и самостоятельно, без репетиторства).
Впрочем, в репетиторстве есть некий толк с психотерапевтической точки зрения. Репетиторство - это способ подъема собственной самооценки в глазах окружающих (надо же, заботится о ребенке!), и, по большей части - форма переваливания ответственности на другого. Последнее в большей мере ибо оно вообще распространено в нынешнее время. "Уплочено? Давайте!" - это так по отношению к школе, к детсаду, и к репетиторство здесь не исключение.
В общем репетиторство, если оценивать его трезво, в такой форме, в какой оно есть, нужно скорее взрослым, чем ребенку. Это всегда деньги на ветер, это всегда торможение в развитии, ибо вместо самозаставления и самообразования ставится тетка с палкой, которая по существу, лишь берет деньги за то, что работает внешним раздражителем и формой самоуспокоения (мы занимаемся!)
В конечном итоге успех репетиторства зависит от собственного желания "подтянуть и освоить", и я не уверен, что для того чтобы его реализовать нормальному человеку нужна помощь кого-то за деньги.
2 комментария:
Здравствуйте, Светлана Георгиевна!
Внимательно прочитала.... А кто такой автор статьи?
Я тоже не знаю этого деятеля, но его блог популярен. Обычно его высказывания негативны.
Отправить комментарий