пятница, 7 сентября 2012 г.

"Почему дети сидят в Интернете? Из-за главной проблемы нашей народной педагогики: детей в России не уважают". Родители не уважают

Источник
Фрагмент интервью
«Летидор» продолжает исследовать тему детской безопасности в Интернете через интервью с известными интернет-деятелями, которые делятся своими взглядами на проблему и предлагают различные решения. И если прошлый раз мы говорили о проекте, который пока еще не реализован (доменная зона .ДЕТИ), то на этот раз у нас в гостях - руководитель портала, который успешно работает уже несколько лет и является сейчас крупнейшим детским проектом в Рунете.
Как возник этот проект, как устроена в нем защита детей, почему вообще дети зависают в Интернете и что с этим делать родителям - рассказывает генеральный директор детского портала Tvidi.ru Олег Ульянский.
- Давай тогда про законы поговорим. Нынче бурно обсуждают закон "О защите детей от информации". Как думаешь, что из этого выйдет?
- Я думаю, у нашего государства есть большие проблемы с регулированием всего, что не является вертикально-управляемой системой. Они не могут регулировать даже небольшие акции типа "Окупай Абай". Поэтому все попытки регулировать Интернет в России таким же способом ломаются об этот устаревший механизм регулирования.
С другой стороны, у нас тотальное непослушание. Американцы, например, очень законопослушные, они просто квадратные. Пришел закон об охране детей - никто не пикнет, и никому в голову не придет делать какой-то сайт, нарушающий этот закон. Потому что сажают сразу за это. А у нас закона еще нет, но люди уже говорят: "Я знаю, как его обойти".
И еще есть организации, которые заинтересованы в «вечной борьбе». Я вот четыре года хожу на форумы, посвященные безопасности Интернета. Я слышу одни и те же темы – «углубить, упрочить и расширить». И все расходятся.
- А как ты относишься к проекту детской доменной зоны .ДЕТИ? Типа, не фильтровать весь Интернет, а сделать вот такой отдельный загончик для детей.
- И что, дети будут ходить только в зону .ДЕТИ? Что заставит их туда ходить? Это как заставить всех россиян ходить только в зону .РФ. Ну это нереально. Весь мир идет в другую сторону. Конечно, ты можешь пойти своей дорогой, но тогда останешься там в гордом одиночестве.
В школе, где мои дети учатся, директор уже десять лет пытается внедрить школьную форму. И каждый год все сначала. Но не ходят дети в форме. Этот весь старый мир - он ушел, его нет больше. Так что, если вернуться к вопросу о детской доменной зоне: я надеюсь, что тема "зоны" вообще будет в России сокращаться. Во всех смыслах.
- Последний вопрос: что бы ты посоветовал людям, дети которых уже подсели на Интернет, и родители не знают, что с этим делать, и беспокоятся на этот счет.
- Вообще Россия - страна с патерналистским мышлением. Многие люди считают, что кто-то другой должен решать их проблемы. Вот придет государство и издаст правильный закон про Интернет, и дети тогда будут спасены. На самом деле все не так.
Почему дети сидят в Интернете? Из-за главной проблемы нашей народной педагогики: детей в России не уважают. У нас их либо любят – своих, либо ненавидят – чужих, которые шумят. Такую ненависть к детям, как в России, мало где увидишь. Но даже и своих собственных детей, если любят - все равно не уважают. Не хотят их понять, не видят в них индивидуальность, отдельную личность.
А в Интернете дети находят все это. Мы на «Твиди» не разговариваем с детьми свысока, не говорим "Руки помыл? Уроки сделал? Марш спать!". Мы спрашиваем их - "А ты что думаешь? А как бы ты поступил в этой ситуации?" И потому дети в Интернете раскрываются, им там хорошо. Они там свободные люди, а не придатки к семье и школе.
И потому детей будет много в Интернете. Единственное, что могут сделать родители - это присоединиться к ним. Попытаться понять, что ребенка интересует на самом деле, кем он хочет быть.
Сейчас ведь ситуация такова, что авторитет родителей снижается во все более раннем возрасте. Если раньше отец мог сказать ребенку, что Солнце вращается вокруг Луны, и ребенок ему верил - то сегодня он откроет Википедию и кажет "Папа, это не так". И в этот момент папа должен признать, что он неправ, и предложить изучить вопрос вместе. Сегодня авторитет родителя перестал быть непререкаемым. И мы переходим совсем к другой педагогике, к педагогике сотрудничества с ребенком.


Когда мы с женой застали свою дочку в 12 лет на сайте "Секс-Аниме", у нас был только один способ – надо было понять, что ее интересует, и объяснить, что есть какие-то вещи, которые совсем из другой области, которые станут более понятны позднее. Ее-то интересовало аниме на самом деле, а не сексуальный сайт.
Так что нет волшебных таблеток. Родителям нужно просто уделять больше внимания своим детям.
У меня есть еще такая любимая метафора про город Амстердам, где в витринах сидят проститутки, и со всех сторон запах марихуаны. И одна из моих первых мыслей в этом городе была - как наверное сложно в Амстердаме растить детей! Они же с трех лет знают про проституток и марихуану. Значит, надо в три года ребенку уже объяснить, что мир делится не только на "можно / нельзя", но и на "хорошо / плохо". Некоторые вещи делать плохо, хотя они возможны, и кто-то их делает.
Точно так же в Интернете, когда ребенок видит вещи, которые сделать можно - он должен понимать, что это еще не повод их делать, что хорошие люди такого не делают. Этому очень непросто обучить. Но нужно.

Комментариев нет: