Учительская газета
Алла Насонова
...Я до сих пор нахожусь в глубоком изумлении от прошлогодней речи Владимира Путина, которую он произнес на съезде Российского книжного союза. Тогда с трибуны съезда прозвучало: давайте все дружно бороться за то, чтобы бумажная книга в будущем году стала дешевле электронной.
Сначала я подумала, что это шутка. Однако поскольку у нас государственное предприятие, то буквально на следующий день после съезда мне пришло письмо из вышестоящей инстанции с просьбой ответить на 60 вопросов о том, как я собираюсь выполнить наказ в течение трех последующих лет снизить себестоимость бумажных книг. Видимо, легким административным щелчком этого добиться трудно.
Я считаю, что квоту социальной рекламы на всех телеканалах страны нужно употребить на рекламу детских книг. Не надо изобретать колесо - ничего нет эффективнее рекламы. Если в прайм-тайм на всех телеканалах, на всех первых полосах газет сообщать не о том, где кого зарезали или застрелили за минувшие сутки, а о том, что в «Детгизе» вышла новая превосходная книга, скажем, Анны Игнатовой «Королевство М» для дошколят, разве люди не придут и не купят? Придут и купят. Или сообщать о том, что в такой-то детской библиотеке состоится встреча с детским писателем. Придут и послушают.
До 2002 года не было налога на добавленную стоимость на книги. Сегодня это целая цепочка налогов: на полиграфию, на офсетную бумагу, на печать. Плюс бесконтрольные торговые наценки на книгу. У нас в издательстве книга может стоить меньше 200 рублей, хотя и это, нужно признать, беспардонная цена. Но она складывается из двух слагаемых - работы автора, который получает мизерные гонорары, и огромных наценок на отечественную офсетную бумагу, неизвестно откуда взявшихся. К примеру, десять лет назад тонна бумаги из древесины стоила 15 тысяч рублей, сейчас - 45 тысяч рублей. Причем бумага та же самая. Нефть дорогая? Снизьте цены на нефть, на бумагу. Декретным способом. Установите четкую максимальную наценку на розничную торговлю книгами, ведь в книжных магазинах, и это давно не секрет, наценка минимум 100%. Много ли молодых семей могут себе купить детские книги, если они стоят в среднем 300 рублей за штуку? 300 рублей за детскую книгу, в которой содержания на один вечер чтения! При этом ребенку нужно читать каждый день. И это стоимость книг в Москве и в Петербурге. В провинции они стоят еще дороже.
Государство не хочет, не желает видеть проблемы и делить издательства на коммерческие предприятия, не заботящиеся ни об уровне литературы, ни о качестве выпускаемой полиграфической продукции, и на издательства, которые держат марку советско-российской культуры, подготавливают текст, работают над ручным иллюстрированием, а не довольствуются компьютерными заливками, портящими вкус ребенка. Никто не хочет видеть этой разницы.
В этом году городской Комитет по печати впервые не будет поддерживать книгоиздание. Чиновники решили, что субсидии книгоиздательствам выдавать нельзя, а можно только некоммерческим организациям. Но «беда, коль сапоги начнет тачать пирожник»! Деньги на издание книг будут получать общественные фонды, а не книжные издательства. Готовить книги будет всяк на свой манер.
Я за все то лучшее, что было в завоеваниях советской власти, например за художественные, издательские, педагогические советы! Конечно, можно голосовать рублем и просто не покупать неинтересную книгу, но не каждый человек, особенно молодой, способен просто по обложке распознать, хорош текст или нет. Нужно вместе с педагогами, психологами обсуждать достоинства книги, ее полезный коэффициент.
Я ратую за то, чтобы детские книги не облагались НДС на всей цепочке их производства и реализации. Ведь не читают наши дети в том числе из-за экономической составляющей этого процесса. Нравится книжка, но купить ее не на что. Мне часто пишут письма такого содержания: «Я мать-одиночка из Ростовской области, у меня двое детей. К сожалению, пособия не хватает даже на питание. Прошу вас, подарите хотя бы одну книгу моим детям». Я готова каждому страждущему послать книгу, но тогда наши авторы и коллектив издательства вовсе останутся без зарплаты. Мы дарим книги детским библиотекам, детским домам и интернатам. Но это должны делать не мы, а государство! Оно должно понимать, что детское чтение – это идеология, а не прибыль и коммерция. Ведь кого мы воспитаем, в том числе посредством чтения хорошей литературы, того и получим в ближайшем будущем.
Об авторе
Алла Насонова, генеральный директор издательства «Детгиз», Санкт-Петербург
Взгляд записала Наталья Алексютина
Алла Насонова
...Я до сих пор нахожусь в глубоком изумлении от прошлогодней речи Владимира Путина, которую он произнес на съезде Российского книжного союза. Тогда с трибуны съезда прозвучало: давайте все дружно бороться за то, чтобы бумажная книга в будущем году стала дешевле электронной.
Сначала я подумала, что это шутка. Однако поскольку у нас государственное предприятие, то буквально на следующий день после съезда мне пришло письмо из вышестоящей инстанции с просьбой ответить на 60 вопросов о том, как я собираюсь выполнить наказ в течение трех последующих лет снизить себестоимость бумажных книг. Видимо, легким административным щелчком этого добиться трудно.
Я считаю, что квоту социальной рекламы на всех телеканалах страны нужно употребить на рекламу детских книг. Не надо изобретать колесо - ничего нет эффективнее рекламы. Если в прайм-тайм на всех телеканалах, на всех первых полосах газет сообщать не о том, где кого зарезали или застрелили за минувшие сутки, а о том, что в «Детгизе» вышла новая превосходная книга, скажем, Анны Игнатовой «Королевство М» для дошколят, разве люди не придут и не купят? Придут и купят. Или сообщать о том, что в такой-то детской библиотеке состоится встреча с детским писателем. Придут и послушают.
До 2002 года не было налога на добавленную стоимость на книги. Сегодня это целая цепочка налогов: на полиграфию, на офсетную бумагу, на печать. Плюс бесконтрольные торговые наценки на книгу. У нас в издательстве книга может стоить меньше 200 рублей, хотя и это, нужно признать, беспардонная цена. Но она складывается из двух слагаемых - работы автора, который получает мизерные гонорары, и огромных наценок на отечественную офсетную бумагу, неизвестно откуда взявшихся. К примеру, десять лет назад тонна бумаги из древесины стоила 15 тысяч рублей, сейчас - 45 тысяч рублей. Причем бумага та же самая. Нефть дорогая? Снизьте цены на нефть, на бумагу. Декретным способом. Установите четкую максимальную наценку на розничную торговлю книгами, ведь в книжных магазинах, и это давно не секрет, наценка минимум 100%. Много ли молодых семей могут себе купить детские книги, если они стоят в среднем 300 рублей за штуку? 300 рублей за детскую книгу, в которой содержания на один вечер чтения! При этом ребенку нужно читать каждый день. И это стоимость книг в Москве и в Петербурге. В провинции они стоят еще дороже.
Государство не хочет, не желает видеть проблемы и делить издательства на коммерческие предприятия, не заботящиеся ни об уровне литературы, ни о качестве выпускаемой полиграфической продукции, и на издательства, которые держат марку советско-российской культуры, подготавливают текст, работают над ручным иллюстрированием, а не довольствуются компьютерными заливками, портящими вкус ребенка. Никто не хочет видеть этой разницы.
В этом году городской Комитет по печати впервые не будет поддерживать книгоиздание. Чиновники решили, что субсидии книгоиздательствам выдавать нельзя, а можно только некоммерческим организациям. Но «беда, коль сапоги начнет тачать пирожник»! Деньги на издание книг будут получать общественные фонды, а не книжные издательства. Готовить книги будет всяк на свой манер.
Я за все то лучшее, что было в завоеваниях советской власти, например за художественные, издательские, педагогические советы! Конечно, можно голосовать рублем и просто не покупать неинтересную книгу, но не каждый человек, особенно молодой, способен просто по обложке распознать, хорош текст или нет. Нужно вместе с педагогами, психологами обсуждать достоинства книги, ее полезный коэффициент.
Я ратую за то, чтобы детские книги не облагались НДС на всей цепочке их производства и реализации. Ведь не читают наши дети в том числе из-за экономической составляющей этого процесса. Нравится книжка, но купить ее не на что. Мне часто пишут письма такого содержания: «Я мать-одиночка из Ростовской области, у меня двое детей. К сожалению, пособия не хватает даже на питание. Прошу вас, подарите хотя бы одну книгу моим детям». Я готова каждому страждущему послать книгу, но тогда наши авторы и коллектив издательства вовсе останутся без зарплаты. Мы дарим книги детским библиотекам, детским домам и интернатам. Но это должны делать не мы, а государство! Оно должно понимать, что детское чтение – это идеология, а не прибыль и коммерция. Ведь кого мы воспитаем, в том числе посредством чтения хорошей литературы, того и получим в ближайшем будущем.
Об авторе
Алла Насонова, генеральный директор издательства «Детгиз», Санкт-Петербург
Взгляд записала Наталья Алексютина
Комментариев нет:
Отправить комментарий