воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Литературные тенденции уходящего 2012 года

Источник
     Клариса Пульсон / «Профиль», 27.12.2012
Самыми яркими и оригинальными книгами последнего времени можно считать «Священный мусор» Людмилы Улицкой, «Джозеф Антон» Салмана Рушди, «Тюрьма и воля» Михаила Ходорковского, «Письма» Джона Леннона и только что появившийся «неисторический роман» «Лавр» Евгения Водолазкина. Эти издания, каждое на свой лад, — несомненные авторские и издательские удачи. По ним можно отследить основные тенденции уходящего года и попробовать наметить очертания будущего.
Тренд последних лет — качественная нехудожественная литература. И до нас наконец долетела европейская мода на нон-фикшн. Волнуют подлинные события, неизвестные факты, авторитетные мнения, необычные трактовки. Про реальную жизнь и настоящих людей читать интереснее, чем про придуманных.
Мемуары Салмана Рушди — тот редкий случай, когда уникальный жизненный опыт совпал с незаурядным литературным талантом. Судьба и провидение с какой-то дьявольской (все-таки запалом всей коллизии стали The Satanic Verses), но одновременно иронической усмешкой окунули мастера магического реализма в жестокую, по-настоящему опасную реальность. Участью мученика, сознательно идущего на заклание, писатель не соблазнился. Нормальный человеческий инстинкт самосохранения оказался сильнее. И еще, вероятно, творческое любопытство: как это бывает? что я при этом думаю, чувствую? как поведу себя? Получились не традиционные воспоминания, а барочно-избыточный, по-восточному цветистый биографический триллер, умноженный на традиционную европейскую рефлексию интеллектуала. Причем с открытым финалом. Это придает всему актуальному для современного мира сюжету культурной нетерпимости напряженную незаконченность.
«Тюрьма и воля» — полная противоположность, взгляд человека, который имел все, ощущал себя королем мира и всего, кроме способности думать и анализировать, лишился. Издатели, видимо, сочтя авторский текст слишком лаконичным, решили добавить информативности и разбавили его пространными журналистскими главами с хронологией, аналитикой, спектром мнений. Объем больше, но общее впечатление этот ход снижает. Ходорковский — не писатель, однако его холодность и отстраненность воспринимаются как сильный стилистический ход. В простоте чувствуется и темперамент, и масштаб личности.
Впервые опубликованные письма лидера группы «Битлз» Джона Леннона — событие, и не только для битломанов. Книга была очень сложна «в сборке», ведь о своей переписке он никогда не думал как о наследии, просто писал как дышал, находя в этом еще один способ самовыражения. Непосредственные, хулиганские, без позы и пафоса, они рассказывают о Ленноне гораздо больше, чем многостраничные биографии.
Новая книга Людмилы Улицкой — странствие по волнам воспоминаний и ассоциаций, из которых складывается биография. Священный мусор — то, что для других черепки и бумажный хлам, а для тебя драгоценные осколки жизни, связывающие прошлое и настоящее. Старые семейные фотографии — силуэты еще различимы, лица едва угадываются, потрепанный томик Пастернака, перевернувший душу, «синий Лермонтов и белый Пушкин, а Шекспир оранжевый, и «Дон Кихот» в бумажной суперобложке…» Сквозного сюжета нет, книга состоит из эссе, фрагментов бесед, зарисовок и наблюдений, соединенных единым нервом — размышлениями о том, что происходит с нравами, традициями, с культурой вообще и словесностью в частности. Эти книги — штучные проекты, о которых любой издатель может мечтать.
Впрочем, если судить по продажам, то читатели выбирали несколько иные книги. В метро читают очередного черно-белого Акунина: сколько лет ждали продолжения фандоринской серии. Летом, не так массово, — его же «Аристономию». «Оттенки серого» Э.Л. Джеймс, эротический (это самая мягкая формулировка) бестселлер с продолжением, бьет все мыслимые рекорды популярности. Раскупают «как горячие пирожки» в данном случае не эффектный оборот речи, а констатация факта. У книготорговцев есть такой специфический показатель — скорость продаж. «Оттенки» уже обогнали абсолютных лидеров в этой «номинации» — «Гарри Поттера» и «Сумерки». Откровенные, с каждой частью трилогии все более натуралистичные описания сексуальных сцен, выполненные трепетной женской рукой, хорошо пошли «под конец света» во всем мире. Россия не стала исключением. Читательский бум вокруг православного бестселлера «Несвятые святые» — тоже нынешний феномен. Сборник хоть и вышел в конце 2011-го, но взлетел на первые позиции рейтингов в последние двенадцать месяцев. Пожалуй, впервые за столетие удачно адаптированное под вкусы современных читателей умиротворяющее душеспасительное чтение, пусть даже и созданное по госзаказу, оказалось ко времени. Архимандрит Тихон уже представил в Библиотеке Конгресса английское издание и всерьез рассчитывал на победу в «Большой книге», но удовлетворился первой премией в читательском интернет-голосовании. Тираж, если верить издателям, перевалил за миллион. Вот, собственно, и все, за что публика активно голосовала своими кровными.

Комментариев нет: