Алексей Сгибнев
Рубрика: Образование
2 декабря 2012 года появилось обращение учителей московских школ к руководству страны с просьбой защитить школы для детей с особыми образовательными потребностями [1]. За пять дней письмо набрало более 5000 подписей, в том числе его подписали более 100 кандидатов наук, около 30 докторов наук, академик и член-корреспондент РАН, академик РАО, много родителей детей-инвалидов. География подписантов — десятки городов от Архангельска до Кавказа, от Калининграда до Петропавловска Камчатского.
Основная мысль письма проста: школы должны быть разными, как и люди. Дети с особенными образовательными потребностями должны иметь гарантии от государства на их бесплатное обеспечение. Причиной появления письма стала новая фаза многолетней реформы образования. В декабре в Госдуме должно состояться второе чтение проекта «Закона об образовании в РФ» (точная дата пока не известна, из повестки дня 11 декабря она была убрана), в котором вообще нет упоминания о гимназиях и лицеях, а поддержка детей с ограниченными возможностями декларируется без какой-либо конкретики. Школы страны перешли на нормативно-подушевое финансирование, при котором все школы получают поровну денег за каждого ребенка. В Москве активно идет процесс слияния школ и детских садов, взят курс на создание безликих «образовательных холдингов» (которые уже прозвали колхозами).
Чиновники в ответ на критику нововведений обычно говорят: «Ничего не изменится, всё будет точно так же и даже лучше». Это не так. При подушевом финансировании за всех детей государство платит одинаково (скажем, за старшеклассников 120 тыс. руб. в год). Это значит, что если в гимназии учеников в группе меньше, то и денег на эту группу приходит меньше. Если в углубленной программе больше часов, то каждый час стоит дешевле. Поэтому без дополнительного финансирования, при сохранении небольших групп и бóльших часов зарплата учителей гимназий будет меньше, чем у учителя из соседней обычной школы: при сравнимом количестве работы (скажем аккуратно, поскольку, с одной стороны, детей и проверок тетрадей у них меньше, с другой — они не просто идут по учебнику, а готовят свои материалы и т.д.). То есть получается, что труд учителей гимназий и лицеев государство при новой системе оценивает дешевле, чем учителей обычных школ.
Говорят, что будут давать дополнительные деньги (госзадание) за углубленные программы, вот и оплата дополнительного труда. Но тогда спецшколы попадают в зависимость от расположения чиновника — дать или не дать дополнительный госзаказ, дать большой заказ или маленький. В таких условиях работа спецшколы становится нестабильной — нельзя то набирать учителей, то увольнять их в зависимости от финансирования. Школам нужны долгосрочная стабильность и разумная отчетность.
Так, Татьяна Мансурова на своем опыте работы в лицее при МГТУ им. Н.Э. Баумана в должности заместителя директора по учебной работе на 3-й ступени (10-11 классы) отмечает: «В последнее время особенно трудно было сохранить специфику обучения исодержание Учебного плана, так как сокращены часы на внеурочную деятельность,лекционные ставки; учителя, весьма квалифицированные специалисты, проигрывают взарплате учителям общеобразовательных школ, так как ведут занятия в группах, а не вполных классах; платные услуги стали приоритетными для части администрации какдополнительный источник финансирования, вплоть до того, что требовали освободитьаудитории, где проводились консультации, для платных курсов».
Алексей Сгибнев, кандидат физ.-мат. наук, зам. директора и заведующий кафедрой математики школы-интерната «Интеллектуал», лауреат грантов Москвы в области образования
Рубрика: Образование
2 декабря 2012 года появилось обращение учителей московских школ к руководству страны с просьбой защитить школы для детей с особыми образовательными потребностями [1]. За пять дней письмо набрало более 5000 подписей, в том числе его подписали более 100 кандидатов наук, около 30 докторов наук, академик и член-корреспондент РАН, академик РАО, много родителей детей-инвалидов. География подписантов — десятки городов от Архангельска до Кавказа, от Калининграда до Петропавловска Камчатского.
Основная мысль письма проста: школы должны быть разными, как и люди. Дети с особенными образовательными потребностями должны иметь гарантии от государства на их бесплатное обеспечение. Причиной появления письма стала новая фаза многолетней реформы образования. В декабре в Госдуме должно состояться второе чтение проекта «Закона об образовании в РФ» (точная дата пока не известна, из повестки дня 11 декабря она была убрана), в котором вообще нет упоминания о гимназиях и лицеях, а поддержка детей с ограниченными возможностями декларируется без какой-либо конкретики. Школы страны перешли на нормативно-подушевое финансирование, при котором все школы получают поровну денег за каждого ребенка. В Москве активно идет процесс слияния школ и детских садов, взят курс на создание безликих «образовательных холдингов» (которые уже прозвали колхозами).
Чиновники в ответ на критику нововведений обычно говорят: «Ничего не изменится, всё будет точно так же и даже лучше». Это не так. При подушевом финансировании за всех детей государство платит одинаково (скажем, за старшеклассников 120 тыс. руб. в год). Это значит, что если в гимназии учеников в группе меньше, то и денег на эту группу приходит меньше. Если в углубленной программе больше часов, то каждый час стоит дешевле. Поэтому без дополнительного финансирования, при сохранении небольших групп и бóльших часов зарплата учителей гимназий будет меньше, чем у учителя из соседней обычной школы: при сравнимом количестве работы (скажем аккуратно, поскольку, с одной стороны, детей и проверок тетрадей у них меньше, с другой — они не просто идут по учебнику, а готовят свои материалы и т.д.). То есть получается, что труд учителей гимназий и лицеев государство при новой системе оценивает дешевле, чем учителей обычных школ.
Говорят, что будут давать дополнительные деньги (госзадание) за углубленные программы, вот и оплата дополнительного труда. Но тогда спецшколы попадают в зависимость от расположения чиновника — дать или не дать дополнительный госзаказ, дать большой заказ или маленький. В таких условиях работа спецшколы становится нестабильной — нельзя то набирать учителей, то увольнять их в зависимости от финансирования. Школам нужны долгосрочная стабильность и разумная отчетность.
Так, Татьяна Мансурова на своем опыте работы в лицее при МГТУ им. Н.Э. Баумана в должности заместителя директора по учебной работе на 3-й ступени (10-11 классы) отмечает: «В последнее время особенно трудно было сохранить специфику обучения исодержание Учебного плана, так как сокращены часы на внеурочную деятельность,лекционные ставки; учителя, весьма квалифицированные специалисты, проигрывают взарплате учителям общеобразовательных школ, так как ведут занятия в группах, а не вполных классах; платные услуги стали приоритетными для части администрации какдополнительный источник финансирования, вплоть до того, что требовали освободитьаудитории, где проводились консультации, для платных курсов».
Алексей Сгибнев, кандидат физ.-мат. наук, зам. директора и заведующий кафедрой математики школы-интерната «Интеллектуал», лауреат грантов Москвы в области образования
Комментариев нет:
Отправить комментарий