среда, 26 декабря 2012 г.

"То есть получается, что труд учителей гимназий и лицеев государство при новой системе оценивает дешевле, чем учителей обычных школ"

Алексей Сгибнев
Рубрика: Образование
2 декабря 2012 года появилось обращение учителей москов­ских школ к руководству стра­ны с просьбой защитить школы для детей с особыми образовательны­ми потребностями [1]. За пять дней письмо набрало более 5000 под­писей, в том числе его подписали более 100 кандидатов наук, около 30 докторов наук, академик и член-корреспондент РАН, академик РАО, много родителей детей-инвалидов. География подписантов — десятки городов от Архангельска до Кавка­за, от Калининграда до Петропавлов­ска Камчатского.
Основная мысль письма проста: школы должны быть разными, как и люди. Дети с особенными об­разовательными потребностями должны иметь гарантии от госу­дарства на их бесплатное обеспе­чение. Причиной появления пись­ма стала новая фаза многолетней реформы образования. В декабре в Госдуме должно состояться вто­рое чтение проекта «Закона об об­разовании в РФ» (точная дата пока не известна, из повестки дня 11 де­кабря она была убрана), в котором вообще нет упоминания о гимна­зиях и лицеях, а поддержка детей с ограниченными возможностями декларируется без какой-либо кон­кретики. Школы страны перешли на нормативно-подушевое финансиро­вание, при котором все школы получают поровну денег за каждого ребен­ка. В Москве активно идет процесс слияния школ и детских садов, взят курс на создание безликих «образовательных хол­дингов» (которые уже прозвали колхозами).
Чиновники в ответ на критику нововведений обычно говорят: «Ниче­го не изменится, всё будет точно так же и даже луч­ше». Это не так. При поду­шевом финансировании за всех детей государство платит одинаково (скажем, за старшеклассников 120 тыс. руб. в год). Это зна­чит, что если в гимназии учеников в группе мень­ше, то и денег на эту группу приходит меньше. Если в углубленной програм­ме больше часов, то каждый час стоит дешевле. Поэтому без дополнитель­ного финансирования, при сохране­нии небольших групп и бóльших ча­сов зарплата учителей гимназий будет меньше, чем у учителя из соседней обычной школы: при сравнимом ко­личестве работы (скажем аккуратно, поскольку, с одной стороны, детей и проверок тетрадей у них меньше, с другой — они не просто идут по учеб­нику, а готовят свои материалы и т.д.). То есть получается, что труд учителей гимназий и лицеев государство при новой системе оценивает дешевле, чем учителей обычных школ.
Говорят, что будут давать допол­нительные деньги (госзадание) за углубленные программы, вот и опла­та дополнительного труда. Но тогда спецшколы попадают в зависимость от расположения чиновника — дать или не дать дополнительный госзаказ, дать большой заказ или маленький. В таких условиях работа спецшколы становится нестабильной — нельзя то набирать учителей, то увольнять их в зависимости от финансирова­ния. Школам нужны долгосрочная стабильность и разумная отчетность.
Так, Татьяна Мансурова на сво­ем опыте работы в лицее при МГТУ им. Н.Э. Баумана в должности заме­стителя директора по учебной ра­боте на 3-й ступени (10-11 классы) отмечает: «В последнее время осо­бенно трудно было сохранить спец­ифику обучения исодержание Учеб­ного плана, так как сокращены часы на внеурочную деятельность,лек­ционные ставки; учителя, весьма квалифицированные специалисты, проигрывают взарплате учителям общеобразовательных школ, так как ведут занятия в группах, а не впол­ных классах; платные услуги ста­ли приоритетными для части ад­министрации какдополнительный источник финансирования, вплоть до того, что требовали освободитьаудитории, где проводились консуль­тации, для платных курсов».
Алексей Сгибнев, кандидат физ.-мат. наук, зам. директора и заведующий кафедрой математики школы-интерната «Интеллектуал», лауреат грантов Москвы в области образования

Комментариев нет: