Источник
24.12.2012 00:22
Алексей Сгибнев, учитель
Когда про "элитные" школы слышат люди, не сталкивавшиеся с этой темой, автоматически срабатывают несколько стереотипов. Такими стереотипами пользуются реформаторы образования для достижения своих сомнительных целей, поэтому сейчас особенно важно донести до людей правду.
Стереотип 1. "Элитный" = закрытый. "У профессора свои внуки подрастают".
На самом деле школы для умных открыты для всех детей, кому они подходят. А подходят они детям с широкими познавательными потребностями, нестандартно мыслящим, способным к высокой интеллектуальной нагрузке. Учителя крайне заинтересованы в том, чтобы деньги и статус родителей не влияли на поступление ребенка в школу. Ведь взяв слабого, незаинтересованного ученика, мы потом сами с ним намучаемся! Ученики, не поступившие (или даже не поступавшие) в такую школу, могут бесплатно посещать кружки и спецкурсы.
Стереотип 2. В эти школы отбирают учеников. Это несправедливо.
Именно качествами, необходимыми для учебы в такой школе, обусловлена необходимость отбора. Не берут же всех подряд в музыкальные, художественные и хореографические школы, и это никого не возмущает.
Конкурсный отбор в ВУЗы при бюджетном обеспечении возражений обычно тоже не вызывает. Смысл такого конкурса в том, чтобы отобрать наиболее перспективных абитуриентов, которые доказали свое умение учиться. Можно возразить, что высшее образование — по желанию, а среднее — всеобщее. Но каждому непредвзятому человеку очевидно, что есть дети, способные и, главное, желающие посвящать десятки часов в неделю изучению, допустим, математики. Есть и те, кто с трудом одолевают обычный курс той же математики, но с удовольствием участвуют в школьных спектаклях. Надо дать и тем и другим возможность стать успешными в том, что им интересно. Когда мы говорим, что даем одним ученикам что-то в ущерб остальным, мы исходим из заведомо ложного предположения, что все способны воспринять одинаковое количество материала и что всем это одинаково необходимо.
Стереотип 3. В спецшколах учатся "дети богатеньких", которые и так не пропадут.
Социальный состав таких школ очень пестрый. В одном классе школы "Интеллектуал" учатся несколько детей из многодетных семей (от семьи известного журналиста до семьи без кормильца, где мама работает в государственном детском учреждении), несколько детей из неполных семей (самого разного достатка) и дети из полных семей рядовых врачей, учителей, вузовских преподавателей, а также успешных бизнесменов или высокооплачиваемых специалистов. Все они тесно общаются, что вряд ли могло бы произойти где-то еще. И это важно для нашего общества, которое, как говорят, все больше расслаивается.
Для детей из небогатых, а то и просто бедных семей, которых у нас довольно много, школа выполняет роль социального лифта. Правда, нужно усилие, чтобы в нее попасть и учиться — ну так и до кнопки обычного лифта надо дотянуться и нажать! Но введение платы за обучение станет для многих катастрофой — лифт перестанет работать.
Стереотип 4. В спецшколах легко учиться.
Достаточно посмотреть на расписание, чтобы понять правду. В спецшколах большая нагрузка, углубления, дополнительные предметы, спецкурсы, проектные работы... Углубленные программы требуют интенсивной работы учеников. Учиться интересно, но сложно! Впрочем, сильным детям как раз и интересно то, что сложно. Кстати, понятно, что брать деньги за занятия сверх минимума, как нам предлагают реформаторы, — очень странная идея: где вы видели, чтобы человек работал сверхурочные, да еще за это приплачивал?
24.12.2012 00:22
Алексей Сгибнев, учитель
Когда про "элитные" школы слышат люди, не сталкивавшиеся с этой темой, автоматически срабатывают несколько стереотипов. Такими стереотипами пользуются реформаторы образования для достижения своих сомнительных целей, поэтому сейчас особенно важно донести до людей правду.
Стереотип 1. "Элитный" = закрытый. "У профессора свои внуки подрастают".
На самом деле школы для умных открыты для всех детей, кому они подходят. А подходят они детям с широкими познавательными потребностями, нестандартно мыслящим, способным к высокой интеллектуальной нагрузке. Учителя крайне заинтересованы в том, чтобы деньги и статус родителей не влияли на поступление ребенка в школу. Ведь взяв слабого, незаинтересованного ученика, мы потом сами с ним намучаемся! Ученики, не поступившие (или даже не поступавшие) в такую школу, могут бесплатно посещать кружки и спецкурсы.
Стереотип 2. В эти школы отбирают учеников. Это несправедливо.
Именно качествами, необходимыми для учебы в такой школе, обусловлена необходимость отбора. Не берут же всех подряд в музыкальные, художественные и хореографические школы, и это никого не возмущает.
Конкурсный отбор в ВУЗы при бюджетном обеспечении возражений обычно тоже не вызывает. Смысл такого конкурса в том, чтобы отобрать наиболее перспективных абитуриентов, которые доказали свое умение учиться. Можно возразить, что высшее образование — по желанию, а среднее — всеобщее. Но каждому непредвзятому человеку очевидно, что есть дети, способные и, главное, желающие посвящать десятки часов в неделю изучению, допустим, математики. Есть и те, кто с трудом одолевают обычный курс той же математики, но с удовольствием участвуют в школьных спектаклях. Надо дать и тем и другим возможность стать успешными в том, что им интересно. Когда мы говорим, что даем одним ученикам что-то в ущерб остальным, мы исходим из заведомо ложного предположения, что все способны воспринять одинаковое количество материала и что всем это одинаково необходимо.
Стереотип 3. В спецшколах учатся "дети богатеньких", которые и так не пропадут.
Социальный состав таких школ очень пестрый. В одном классе школы "Интеллектуал" учатся несколько детей из многодетных семей (от семьи известного журналиста до семьи без кормильца, где мама работает в государственном детском учреждении), несколько детей из неполных семей (самого разного достатка) и дети из полных семей рядовых врачей, учителей, вузовских преподавателей, а также успешных бизнесменов или высокооплачиваемых специалистов. Все они тесно общаются, что вряд ли могло бы произойти где-то еще. И это важно для нашего общества, которое, как говорят, все больше расслаивается.
Для детей из небогатых, а то и просто бедных семей, которых у нас довольно много, школа выполняет роль социального лифта. Правда, нужно усилие, чтобы в нее попасть и учиться — ну так и до кнопки обычного лифта надо дотянуться и нажать! Но введение платы за обучение станет для многих катастрофой — лифт перестанет работать.
Стереотип 4. В спецшколах легко учиться.
Достаточно посмотреть на расписание, чтобы понять правду. В спецшколах большая нагрузка, углубления, дополнительные предметы, спецкурсы, проектные работы... Углубленные программы требуют интенсивной работы учеников. Учиться интересно, но сложно! Впрочем, сильным детям как раз и интересно то, что сложно. Кстати, понятно, что брать деньги за занятия сверх минимума, как нам предлагают реформаторы, — очень странная идея: где вы видели, чтобы человек работал сверхурочные, да еще за это приплачивал?
Комментариев нет:
Отправить комментарий