четверг, 3 января 2013 г.

"Айзерман учил нас в 9-10 классе умению читать и размышлять над прочитанным"

Источник
Павел Антошкин
Рецензия на книгу "Педагогическая непоэма. Есть ли будущее у уроков литературы в школе?"

Мне повезло в школе с учителями. Конечно, сейчас вспоминаются не все, но уроки некоторых я помню до сих пор, хотя с момента окончания школы прошло уже больше четверти века. Одним из любимых учителей и у меня, и у моих одноклассников был учитель физики Ушаков Константин Михайлович, другим же - наш классный руководитель и учитель литературы Лев Соломонович Айзерман. Про Константина Михайловича я на сайте созданного им журнала в этом посте писать ничего не буду, а вот про Льва Соломоновича немного расскажу.
19 октября - это день, который у меня в первую очередь ассоциируется с Пушкинским Лицеем. В этот день особенно приятно говорить и о своих учителях, и о своих школьных годах.
Ровно месяц назад несколько моих одноклассников, и я в их числе, встречались со Львом Соломоновичем Айзерманом, который учил нас в 9-10 классе умению читать и размышлять над прочитанным. Во многом благодаря именно его урокам некоторые мои одноклассники выбрали свои будущие профессии, но, что гораздо важнее, почти все мы стали в чем-то глубже, честнее и сознательнее. В этом году Лев Соломонович продолжает свою преподавательскую работу, в 61 раз встретив 1 сентября в статусе учителя литературы. Этим его деятельность не ограничивается. Нынешним летом у него вышли сразу две новые книжки, цитатами из которых я и хочу поделиться. Мне кажется, что книги эти нужно читать не только коллегам Льва Соломоновича по литературному цеху. Они дадут пищу для размышлений и школьным администраторам, и родителям школьников. Я сам - родитель, и прочел обе книги не только из уважения к своему бывшему учителю. Они столь же честны, открыты и интересны, как и уроки Льва Соломоновича.
***
Первая книга, о которой я хочу рассказать, вышла в издательстве "Время" (тираж - 1500 экземпляров). Она называется «Педагогическая НЕпоэма. Есть ли будущее у уроков литературы в школе?»
Вот что об этой книге написал сам Л.С.: «Лет пятнадцать назад на педагогическом совете нашей школы выступила опытная, глубокая, думающая учительница литературы. «До революции в гимназиях изучали мертвые языки: греческий и латинский. Потом они ушли из школы. И что же? Да ничего. Спокойно живем и без них. То же самое будет и с уроками литературы в школе. Пройдет не так много времени, и их постигнет судьба греческого и латыни».
Увы, я тогда весело посмеялся (про себя, конечно) над таким пророчеством. Сегодня, закончив свой 60-й и готовясь к 61-му учительскому учебному году, я все чаще думаю, что основания для такого прогноза есть. Хочу понять, что же произошло в жизни и школьном преподавании литературы, куда мы идем, и попытаться ответить на извечный русский вопрос: так что же нам делать? Вот об этом и книга.»
В книге - 4 части: «Время», «Тупик», «Экзамены» и «Возможность спасения». Лев Соломонович постепенно показывает, что произошло с преподаванием литературы в школе с шестидесятых годов прошлого века до нынешних дней, а в конце книги даёт свой рецепт того, как можно было бы исправить эту ситуацию или, по-крайней мере, остановить те порочные тенденции, которые видны невооруженным глазом.
Приведу из этой книги две цитаты.
«Литература в школе — единственный предмет, где изучение идет по первоисточнику. Конечно, учителя физики и химии проводят на своих уроках опыты и эксперименты, которые приводят класс к пониманию понятий, процессов, законов. Конечно, хороший учитель истории знакомит учащихся с историческими документами и предлагает для осмысления и анализа. Но все равно и физика, и химия, и история, и математика, и биология изучаются по тому, что открыто, исследовано, описано и изложено в школьном учебнике. Другое дело литература. Перед гениальным критиком Виссарионом Белинским, выдающимся ученым Юрием Лотманом и девятиклассниками Ниной Поповой и Колей Васиным лежит один и тот же текст романа Пушкина "Евгений Онегин, и идут они в принципе одной и той же дорогой: от чтения к постижению. И именно процесс этого постижения - самое главное на уроке литературы. А когда все сводится к усвоению каких-то общих выводов, то уроки литературы перестают быть уроками литературы. Виной тому могут стать и становятся и экзамены.»
«Как правило, когда ученик выходит из класса после контрольного сочинения или экзамена по литературе, он знает столько же, как тогда, когда входил в класс. Выучил, пришел, написал, сдал, получил оценку и, возможно, скоро все забудет. А надо, чтобы после контрольной или экзамена он, обогащенный, знал больше, понимал лучше, чувствовал глубже. Пусть даже на чуть-чуть.»
Антошкин Павел Александрович
Специалист отдела информационных технологий, Издательская фирма «Сентябрь»
Полностью текст здесь: http://www.direktor.ru/blog.htm?id=481

Комментариев нет: