понедельник, 11 февраля 2013 г.

"Не чтения не хватает современному обществу, а вчитывания!"

Источник
miss_candell
О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ЧТЕНИЯ.
В современном обществе вопрос о том, зачем нужно читать, стоит достаточно остро. К сожалению, чтение у людей чаще всего ассоциируется либо со всем набившей оскомину школьной программой, либо с модой и стремлением "не отставать от культурной жизни". Ведь культурному человеку "положено" читать, вот и читают. Но чтение без души, по моему глубокому убеждению, не несет практически никакой пользы, так как человек не пропускает через себя полученную информацию, не воспринимает ее во всей полноте. Чтение художественной литературы в таком случае становится почти таким же, как и чтение какой-нибудь энциклопедии или интернет-новостей. Это первая грань проблемы отношения к чтению. Вроде как оно есть, но при этом толку от него практически никакого.
Другая грань проблемы: мне приходилось сталкиваться с мнением о том, что большое количество чтения в подростковом возрасте вредит человеку, потому что прививает ему идеалистические взгляды на мир, а затем, сталкиваясь с "суровой реальностью", он видит перед собой совершенно другое. Во-первых, я глубоко уверена, что не_идеалиста ничто не способно таковым сделать, никакая литература. Во-вторых, я не менее глубоко уверена, что исключительно чтение способно обеспечить человеку тот минимальный багаж знаний, с которым он может вступить во взрослую жизнь при отсутствии опыта. Наставления родителей и учителей порой очень трудно воспринимать, зато читая художественную литературу, молодой ум проникается проблемами и переживаниями персонажей и находится на равной с ними ступени, усваивая многие уроки неосознанно и без всякого давления и принуждения. Важно заметить, что ему остается и пространство для самостоятельной трактовки прочитанного.
Проблема номер три: что способно дать чтение художественной литературы взрослому человеку с опытом, кроме развлечения и "приобщения к культуре"? Приходилось слышать такой достаточно логичный вопрос. Следует начать с того, что умный человек никогда не будет утверждать, что его опыт всеобъемлющ. Но дело даже не в этом. Помимо этого чтение способно познакомить с разными "точками сборки", что не только любопытно, но и полезно. Таким образом, чтение в этом аспекте становится усовершенствованным вариантом наблюдения, поскольку позволяет не торопясь проанализировать текст, прочувствовать ситуацию, вживаясь в нее, но не находясь под влиянием эмоций...
Ну и, наконец, самое главное. Не стоит забывать о том, что наши мысли, даже когда мы их не озвучиваем, имеют "языковую оболочку", иначе говоря, мы мыслим словами. Вот почему чтение способно так сильно влиять на наш образ мышления именно с помощью языка. Мы читаем - "заражаемся" языком книги, "заражаемся" образом мышления (при осознанном и вдумчивом чтении). Иначе говоря, примеряем новые мыслительные механизмы, расширяя сознание.
Не сомневаюсь, что правильно сформированный круг чтения и глубокое вчитывание способны очень сильно влиять на наше сознание, порой радикально изменяя его, в т.ч. помогают выходить из трудных ситуаций.
Под "глубоким вчитыванием" я понимаю погружение в реальность, созданную автором и отключение в момент чтения серьезной критики и анализа, исторического, филологического или даже просто человеческого ("так бывает, так не бывает"). Отключить критику и анализ вовсе невозможно, но злоупотребляя ими, легко разрушить художественное пространство, и чтение тогда превратится в то же самое, что чтение информационной ленты в интернете или энциклопедии. Не чтения не хватает современному обществу, а вчитывания!

Комментариев нет: