суббота, 20 апреля 2013 г.

Моя историко-филологическая полка: книги культуролога Евгения Добренко

     Когда-то давно прочитала книгу Евгения Добренко о формовке советского читателя. Теперь стараюсь не пропускать (насколько позволяют кошелёк и время) его новые (хотя бы некоторые) труды. Евгений Александрович Добренко - специалист по советской и постсоветской литературе и культуре, соцреализму, истории российского и советского кинематографа, критической теории и советской культурной истории. Ныне профессор Шеффилдского университета (Великобритания), он преподавал в США, Германии, Италии.
Интервью с учёным.
1."Формовка советского читателя.Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы". - М., 1997.
Книга профессора университета Дюка, известного специалиста по литературе советского периода Е. Добренко посвящена исследованию процесса планомерного формирования вкусов и идеологии советского читателя государственным аппаратом. Монография основана на громадном фактическом материале, учтена практически вся периодика 20-х годов, социологические, книговедческие, библиотековедческие работы того времени.
2."Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры". - М., 1999.
Книга профессора Амхерст-колледжа Е.Добренко раскрывает драматический и полный парадоксальных поворотов процесс формирования совершенно нового субъекта литературного процесса - советского писателя. От "призыва ударников в литературу" и последовательной депрофессионализации писательского труда до жесткой институционализации литературной касты и литературного этикета - вот диапазон этого богато документированного повествования, позволяющего по-новому взглянуть на тайные пружины советской литературной политики, на ход и результаты невиданного эксперимента над культурой. Книга "Формовка советского писателя" является естественным продолжением предыдущей книги автора "Формовка советского читателя". Эта своеобразная дилогия является уникальным по полноте, всесторонним анализом социологии литературного процесса в Советской России.  
3."История русской литературной критики. Советская и постсоветская эпохи". Редакторы: Евгений Добренко, Г. Тиханов. - М., 2011.
Настоящая книга является первой попыткой создания всеобъемлющей истории русской литературной критики и теории начиная с 1917 года вплоть до постсоветского периода. Ее авторы - коллектив ведущих отечественных и зарубежных историков русской литературы. В книге впервые рассматриваются все основные теории и направления в советской, эмигрантской и постсоветской критике в их взаимосвязях. Рассматривая динамику литературной критики и теории в трех основных сферах - политической, интеллектуальной и институциональной - авторы сосредоточивают внимание на развитии и структуре русской литературной критики, ее изменяющихся функциях и дискурсе.  
4."Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив". - М., 2008.
Книга известного исследователя советской культуры Евгения Добренко посвящена производству истории в сталинизме. Обращаясь к литературным, историческим и политическим нарративам, и прежде всего к кинематографу, автор показывает, как сталинизм работал со временем, памятью и историей. Анализируя роль кино в превращении опыта прошлого в идеологический конструкт - сталинскую историю, автор особое внимание уделяет техникам репрезентации истории, которая всегда является репрезентацией власти. История рассматривается в книге как средство построения советской идентичности. Именно этому были посвящены исторические романы и фильмы, экранизации классиков, основные политические тексты сталинизма. Обращаясь к творчеству ведущих советских кинематографистов (С.Эйзенштейна, Вс. Пудовкина, А.Довженко, Ф.Эрмлера, Г.Козинцева, Л.Трауберга, М.Донского и М.Ромма), автор раскрывает роль кино в формировании советского политического воображаемого.  
5."Политэкономия соцреализма". - М., 2007.
В книге известного исследователя сталинской культуры Евгения Добренко соцреализм рассматривается как важнейшая социально-политическая институция сталинизма - фабрика по производству "реального социализма".
Сводя вместе советский исторический опыт и искусство, которое его "отражало в революционном развитии", обращаясь к романам и фильмам, поэмам и пьесам, живописи и фотографии, архитектуре и градостроительным проектам, почтовым маркам и школьным учебникам, организации московских парков и популярной географии сталинской эпохи, автор рассматривает репрезентационные стратегии сталинизма и показывает, как из социалистического реализма рождался "реальный социализм".  
6."Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещении". - М., 1993.
В книге рассмотрен историко-культурный ландшафт советской литературы 30-х - начала 50-х годов 20 века.
7. "Соцреалистический канон".  Под. ред. Ханса Гюнтера и Евгения Добренко. - М., 2000.
Сборник статей видных российских и иностранных филологов, историков и философов о феномене культуры социалистического реализма - от детских книжек и массовой песни до "семейно-бытовой темы" и творчества "писателя Сталина". Рассмотрены поэтика соцреализма, истоки метода и его связь с авангардом, религиозным мировоззрением, идейными и художественными течениями начала XX века. История групп и их борьба ("Перевал", РАПП, ЛЕФ и т.д.). В книге шесть разделов: "Соцреализм как историко-культурный феномен", "У истоков соцреализма", "Категории соцреалистической критики", "Соцреалистический текст и дискурс", "Мотивы и образы", "Жанры". Справочный аппарат, указатели. Под общей редакцией X. Гюнтера и Е. Добренко.  
8."Советское богатство. Статьи о культуре, литературе и кино. К шестидесятилетию Ханса Гюнтера. Под редакцией М.Балиной, Е.Добренко и Ю.Мурашова. - СПб., 2002.
При исследовательском подходе к эпохе в ней выявляется такое разнообразие, что никак иначе, кроме как богатством, его и не назовёшь. Чрезвычайно богата и книга — прежде всего темами. Невозможно оторваться уже от содержания: советские красавицы в сталинском кино и Маяковский играющий, история слова “чекист” и календари советской эпохи, доклад Сталина на XVI съезде большевиков и его связь с «Тараканищем» Чуковского, советские мюзиклы, мистика в поэме «Двенадцать», музей в тоталитарном государстве… А когда начнёшь читать сам текст, то прости-прощай все дела — книга захватывает, как хороший детектив. Если же учесть, что в этом детективе необыкновенное разнообразие сюжетов (плюс строгая научность и полиграфическое качество), то не отвести этому изданию место на своей книжной полке будет просто невозможно (Сергей Волков).
9."Сталинская культура: скромное обаяние антисемитизма". - М., 2010.
10. "Избавление от миражей. Социалистический реализм сегодня. Под ред. Евгения Добренко". - М., 1990.
Список публикаций в Журнальном зале.

Комментариев нет: