воскресенье, 25 мая 2014 г.

Общественная палата РФ. "Концепция преподавания литературы"

Источник
Комментарий "Учительской газеты"
Прикрепленные файлы: Авторы концепции преподавания литературы – доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка имени Пушкина Владимир Аннушкин, профессор и зав.кафедрой литературы Ульяновского государственного педагогического университета Лариса Петриева, профессор и зав.кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М.В, Ломоносова Александр Волков, учитель литературы из Нижегородской области Николай Лобастов.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ 
преподавания литературы в непрерывной системе образования: школа – среднее специальное – высшее учебное заведение
  СОДЕРЖАНИЕ 
1. Введение.
2. О предмете «литература», его воспитательном значении и месте в школьном образовании.
3. Цель и задачи изучения школьного курса литературы.
4. Проблемы преподавания современного учебного курса литературы в школе и вузе.
5. Основные принципы изучения литературы в школе.
6. О преподавании литературы в школе и учебнике литературы.
7. Общие рекомендации по изучению и преподаванию литературы в школе.
8. Заключение.

Москва 2013 – 2014 гг.


1. Введение.
Литература занимает центральное место в формировании и утверждении культурного самосознания российского общества, это сокровищница духовно-нравственных ценностей, олицетворение нации, отражение истории народа.
Изучение литературы способствует формированию у подрастающего поколения нравственных начал, которые  являются необходимым условием устойчивого развития и безопасности общества и государства.
Качественное литературное образование необходимо каждому гражданину России и должно стать государственным делом. 
2. О предмете «литература», его воспитательном значении и месте в школьном образовании.
          Предмет «литература» – один из главных предметов школьного образования, объединяющий дисциплины гуманитарного цикла. Он вводит ученика в соприкосновение со сферой нравственных ценностей и  способствует созданию культурно обусловленного, этически надежного и социально продуктивного образа личности.
          Изучение художественной литературы формирует творческое (созидательное) мышление, которое совместно с образным и словесно-логическим мышлением  полагаются в основу формирования личности.
Самосознание человека предполагает способность постигать идеи и образы и знать, что есть образ. Это – самая глубокая часть педагогической деятельности, которая неслучайно названа образованием.
Образование, то есть сложение цельного образа личности, включает в себя обучение и воспитание. Согласно Федеральному Закону об образовании, «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».
Обучение дает предметное знание.
Воспитание создает условия для развития личности, самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
Высшие нравственные ценности, такие, как добро, любовь, верность, мужество, честность, долг, милость, справедливость, – усваиваются через произведения художественной литературы и задаются конкретными примерами.
Русская литература на протяжении тысячелетия была важнейшим звеном, соединяющим культурные традиции народов России – единого культурного пространства.
Предмет «литература» предполагает изучение в школе общезначимого для всех народов России классического художественно-литературного наследия.
Изучение литературы объединяет территориальные, этнические, профессиональные, культурные, возрастные группы, и на этой основе обеспечивает творческое использование единого культурного достояния новыми поколениями россиян. Верно поставленное преподавание предмета «литература» должно гарантированно служить развитию современного российского общества, формированию у подрастающего поколения нравственных начал, которые  являются необходимым условием устойчивого развития и безопасности общества и государства.
 Результатом образования в сфере гуманитарных дисциплин должно стать формирование человека как личности, вмещающей всё лучшее, что создано отечественной и мировой культурой, а предмет «литература»действенный инструмент осмысления места человека в культурно-историческом процессе и гармонизации отношений между различными культурными группами российского общества.

3. Цель и задачи изучения школьного курса литературы.
Предмет «литература» в школьном образовании является одним из основополагающих факторов в процессе становления мировоззрения личности, её гармоничного развития и совершенствования, формирования национальной и культурной идентичности.
Главная цель преподавания школьного курса литературы:
         «Воспитание нравственно ориентированной личности в системе традиционных ценностей через постижение идей и художественных образов в литературе, стремление к идеалу, творческое восприятие жизни».

      Основные практические задачи преподавания литературы в школе:
·  уяснение  и познание через классические произведения литературы основ национальной и мировой культуры;
·  развитие навыков работы с художественным образом и развитие образного мышления, эстетического вкуса;
·  совершенствование навыков устной и письменной речи;
·  формирование мировоззрения через изучение идейного содержания художественных произведений;
·  укрепление нравственных семейных ценностей;
·  обретение осознанной гражданской позиции на основе понимания тех нравственных ценностей, которые составили наиболее глубокое содержание русской литературы.
Эти задачи на современном историческом этапе определяются:
1.    Традиционными ценностями русской культуры на всем её протяжении до настоящего времени.
2.     Необходимостью преобразования и совершенствования духовно-нравственного состояния современного российского общества.
3.    Непосредственной и долгосрочной перспективой развития российского общества в евразийском культурном пространстве.

4. Проблемы преподавания современного учебного курса литературы в школе и вузе.

Сложившаяся в настоящее время ситуация выявляет следующие основные проблемы современного преподавания литературы в школе и вузе:
1. Влияние современных внешних условий: проблема противостояния литературы и телевидения, Интернета и, как следствие, резкое снижение интеллектуального и нравственного уровня учащейся молодежи из-за отсутствия у многих современных школьников навыка и привычки к чтению литературы.
2. Недостатки ФГОС. Негативные последствия внедрения ЕГЭ по литературе. Обилие программ и учебников, в которых во многом сохранились идеологические штампы и навязанные интерпретации литературных произведений школьной программы.
3. Проблема подготовки учителей, перегруженность учителей внеурочной отчетной деятельностью.
Для реализации мер по совершенствованию методик преподавания литературы, прежде всего, требуется обратить самое пристальное внимание на подготовку учителя и преподавателя вуза.

Подготовка учителя.
1.    Современный учитель – это человек нового информационного общества, владеющий новыми формами коммуникации, но это также человек, призванный к общению с  учениками, который сам должен быть для учащихся образцом нравственной и словесной культуры.
В ходе изучения школьного курса литературы необходимо, чтобы ученик осознал такие понятия, как: слово, язык, речь, стиль речи.
Отобранный для изучения по учебной программе текст художественного произведения должен быть культурно значимым, давать нравственно-этические ориентиры, увлекать интеллектуально и эстетически.
Обучение через отобранные художественные тексты школьной программы по литературе должно давать образцы словесного поведения и  нести  нравственный смысл: ученику надо дать возможность размышлять над тем, «что есть истина», подлинное добро, настоящая красота.
Именно тексты литературной классики встраивают сознание школьника в  отечественный культурно-исторический контекст и закладывают основы восприятия мира и традиционных ценностей.
Но без непосредственной связи учителя и ученика преподавание литературы становится формальным, обезличенным. Только личный пример учителя создает авторитет предмета и побуждает ученика к занятиям.
2.    Деятельность сегодняшнего учителя осложнена теми недопустимыми перегрузками информацией, к которым побуждает нас компьютеризация общества. Ошибочными являются, по крайней мере, две установки:
·         большое количество бюрократической информации и документации для деятельности современного учителя и преподавателя, ученых-специалистов. В результате ограничивается возможность реальных контактов между учителями и учениками, преподавателями и студентами;
·         установка на самостоятельность обучения: современному ученику  предлагается создавать самостоятельные проекты. Современному студенту предложено проходить курс в большей самостоятельной работе  –  прочитать или послушать лекцию в Интернете.
    Необходимо, чтобы преподаватель литературы был обеспечен условиями для устно-письменного и словесно-литературного творчества. Для этого требуются:
·         регулярные, а не фрагментарные встречи с учениками и студентами;
·         учитель и преподаватель вуза в своей деятельности должны быть освобождены от излишнего бюрократического компонента и иметь больше возможностей для учительского творчества.
     И  учитель, и преподаватель вуза должны иметь:
·  время для добросовестной подготовки своего труда;
·  навыки педагогического общения с учениками.
Это – проблемы педагогической деятельности, без решения которых не осуществить идею эффективного обучения в школе.
Задача курса литературы в школе на современном историческим этапе – соединить литературно-художественное и словесно-речевое образование с нравственно-этическим воспитанием, а сверхзадача учителя – посредством литературы взращивать в ученике Человека в самом высоком понимании этого слова.

5. Основные принципы изучения литературы в школе.
1. Единство историко-литературного процесса. В истории литературы нет периодов незначимых или лишенных содержательной и художественной ценности.  Достижения каждого предшествующего периода лежат в основе последующих, литература суть единое историческое и культурное целое.
2. Единство формы и содержания литературного произведения. Среди множества дидактических принципов, на которых основано обучение (научность, доступность, систематичность, преемственность и т.д.) важен принцип изучения литературы в единстве формы и содержания.
Идейное содержание произведения должно быть в центре внимания учителя и ученика, поскольку оно обеспечивает воспитательную, личностно образующую, творческую функцию литературного образования.
3. Историко-мировоззренческий принцип. Линейная система (хронологическая) построения программы, как показывает многолетняя практика, дает результаты в плане понимания учеником картины мира, русской и мировой истории, формирования логического мышления, духовного стержня, патриотизма. Литературные произведения должны изучаться в единстве.

6. О преподавании литературы в школе и учебнике литературы.


1.    Преподавание литературы в школе должно создавать мотивацию для основательного чтения литературных произведений. Программа современной школы должна включать обучение культуре чтения и пониманию идейно-философского содержания и художественных особенностей произведений, формирование  художественного вкуса. 
2.    Одна из главных задач преподавания литературы в школе состоит в нравственном воспитании и формировании гражданского сознания учащихся.
3.    Каждое художественное произведение занимает свое определенное место в истории литературы, и его понимание требует знания социально-исторического, литературного и в целом культурного контекста, в котором оно создавалось.  Осмысленное изучение истории и других дисциплин гуманитарного цикла невозможно без знания художественной литературы.
Школьная программа по литературе для начальных и средних классов должна ориентироваться на изучение отдельных произведений. Изучению подлежат литературные произведения высокого нравственного достоинства, совершенные в художественном отношении, содержание которых доступно учащимся.
В старших классах изучение литературного процесса в России должно завершить формирование устойчивого мировосприятия в рамках традиционной системы ценностей, сформировать целостный взгляд на разнообразие художественных проявлений, привести к ясной и твердой нравственной позиции учащихся.
4. Преподавание литературы в школе требует высокого профессионализма учителя, единства методологических принципов и содержания предметной и методической подготовки учителя. Поэтому линейка школьных учебников должна быть дополнена линейкой учебников и учебных пособий для педагогических вузов и самообразования. В этой связи необходимо кардинально пересмотреть действующие образовательные стандарты.
5. Необходимо научить учеников вдумчивому чтению, пониманию авторского замысла, идейно-художественного содержания произведения, навыкам воспроизведения в собственной устной и письменной речи предметного и идейного содержания литературного произведения.
   Поэтому творческое устное обсуждение изучаемых литературных произведений, написание сочинений, изложений являются главными формами классной работы учащихся.
Программа педагогических вузов должна содержать написание изложений и сочинений, освоение их методик и алгоритмов, аналитическое чтение художественного текста произведения и  выразительное чтение. 
Чрезвычайно важным компонентом преподавания литературы является заучивание наизусть стихотворных и прозаических произведений и их декламация.
6.  Произведение должно изучаться в полном объеме. Необходимо увеличение количества учебных часов на преподавание литературы (минимум 4 часа в неделю).
7. Система школьных учебных руководств должна включать значительный объем творческих заданий, аудиовизуальные и интерактивные компоненты в виде электронных курсов.
В школах должны быть организованы интернет-кабинеты учителей, инструменты для проведения интернет-конференций по литературе, материалы реальных и интернет-экскурсий, дискуссионные интернет-клубы. Но использование интерактивных средств не должно заменять главное в преподавании литературы – знакомство с текстом художественного произведения, непосредственного контакта учителя и ученика.

7. Общие рекомендации по изучению и преподаванию литературы в школе.

1. Формирование нравственного общества и единого культурного пространства  через изучение отечественной литературы может быть достигнуто лишь в том случае, если образование – это дело государственного значения, процесс по формированию личности, а не сфера услуг.
2. Множество программ и линий учебников по литературе привело к потере единого образовательного пространства, к отсутствию возможности государственного контроля над образовательным процессом.
Единое культурно-образовательное пространство обеспечивается наличием четкой единой программы и линии учебников.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо:
·  создать единую программу по литературе, рассчитанную на базовый уровень, освоить который должен каждый ученик;
·  разработать специальную программу для учебных заведений по углубленному изучению литературы.
3. Необходимо отказаться от формализма ФГОС. Технологичность  перебивает содержание урока. Невозможно литературу преподавать при помощи технологий, которые подразумевают только действия по заданному алгоритму.
4. Развитие и государственная поддержка действующих филологических вузов является главным условием успешного преподавания литературы в школе. Необходимо изменить содержание и стиль описания задач филологического образования:
·  филология – наука и искусство владения словом. Она изучает правила создания, передачи, хранения и воспроизведения словесных произведений (текстов).
·  филология – главный инструмент передачи и формирования человеческой культуры, потому что любое проявление культуры описывается через слово.
         5. Общие рекомендации по подготовке новых учебно-методических комплексов по  литературе.
Все рассмотренные обстоятельства предполагают необходимость создания единой системы учебных руководств по литературе.
В современных условиях необходимо создать единую линейку учебников и учебных руководств по литературе для дошкольного и школьного образования, высшей школы, дополнительного образования и самообразования.
Представляется целесообразным совмещение единства и разнообразия в представлении истории литературы и в истолковании литературного произведения путем сочетания:
·  стандартного учебника;
·  хрестоматии;
·  учебных пособий для учителя;
·  учебников для вузов;
·  учебных пособий монографического характера, посвященных творчеству отдельных авторов, художественных направлений, литературных школ, родов и видов словесности.
      Литературное образование  должно стать непрерывным процессом: на дошкольном этапе – знакомство с книгой; в начальной школе – обучение и развитие интереса к чтению; в средней школе – подготовка хорошего читателя, умеющего понимать высокую литературу; в вузе – профессиональное литературное образование; в течение всей жизни – самообразование личности.
  8. Заключение.
В духовной и культурной жизни России литература занимает особое место. Она формирует нравственные идеалы, передает новым поколениям богатый духовный опыт народа, тем самым этот народ сохраняя.
Государственная политика в области образования и культуры должна быть основана на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала литературы и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности, укрепления семьи и общества в целом, исходить из понимания важнейшей общественной миссии литературы как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности.
Поэтому цели и задачи современного преподавания литературы предполагают проведение комплексного анализа и экспертной оценки существующих учебных и иных программ.
 После обсуждения и принятия основных положений предлагаемой КОНЦЕПЦИИ преподавания литературы необходима выработка современной ПРОГРАММЫ преподавания литературы в непрерывной системе образования: школа – среднее специальное – высшее учебное заведение, а также подготовка новых УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ по литературе, удовлетворяющих современным требованиям.
Согласно Концепции государственного стандарта общего образования РФ, стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов.
Один из главных факторов, влияющих сегодня на развитие российского образования – это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования). Поэтому актуальность нового взвешенного подхода к преподаванию литературы, основанного на традиционных ценностях в контексте отечественной культуры, постоянно возрастает, поскольку литература является одним из основных учебных предметов, способствующих гармоничному развитию личности российского школьника.

Комментариев нет: