Ещё
Знамя, 2011, №5
Наталия Попова
"Александр Грибоедов против Марии Ватутиной, или Нужно ли школьным учителям преподавать современную литературу"
Нужно ли учителю литературы читать книги современных авторов? Необходимо ли ему быть в курсе современной литературной ситуации? Стоит ли выносить произведения современных авторов на урок и как это лучше делать? Как в силу специфики своей работы и так с утра до ночи читающему словеснику выделить время на ознакомление с литературными новинками? — эти и подобные им многочисленные вопросы я стала задавать себе, когда столкнулась с необходимостью преподавать современный литературный процесс в Московском педагогическом государственном университете и на курсах повышения квалификации учителей в Московском институте открытого образования. За три года моего преподавания в разных возрастных аудиториях (без преувеличения могу сказать, что моим ученикам от двадцати до восьмидесяти) мне стало ясно, что существует глубокая пропасть между школой с ее каждодневными уроками литературы и жизнью литературного сообщества, состоящей из публикаций в толстых литературных журналах, перипетий премиальных процессов, клубных выступлений.
Прежде всего надо признать, что современный учитель практически незнаком с новейшей литературой. Понятие “современная литература” в его сознании прочно сцементировано с другим периодом, с 70—80-ми годами двадцатого столетия. И этому есть чисто методическое объяснение: в школьный учебник не может войти литература, не прошедшая проверку временем. Во всех школьных программах и учебниках многие годы раздел “Современная литература” включал в себя произведения авторов, писавших в последней трети прошлого столетия. Это прозаики В.П. Астафьев, Ч.Т. Айтматов, В.В. Быков, поэты А.А. Тарковский, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, И.А. Бродский, драматурги А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, В.С. Розов и др. В настоящее время в учебниках появились разделы “Современная литературная ситуация”1, “Общая характеристика переломной эпохи”2 или “Литература конца XX века”3, но до них учащиеся, как правило, не успевают дойти, благополучно завершая свое литературное образование на изучении произведений о Великой Отечественной войне.
На мой вопрос, о творчестве каких современных писателей учителя хотели бы со мной поговорить, я получила в этом году удивительные ответы. Кто-то хотел обсуждать произведения Фазиля Искандера и братьев Стругацких, кто-то считал, что надо изучать прозу Чингиза Айтматова и Валентина Распутина, а одна учительница попросила поговорить о поэзии 50—70-х годов. В тупик слушателей поставил мой вопрос: “А сколько лет сейчас может быть поэту, активно печатавшемуся в 50-е годы и продолжающему писать поныне? И можем ли мы его творчество отнести к современной поэзии?” С одной стороны, учителям было понятно, что такой поэт скорее мертв, чем жив, но с другой — они же привыкли называть вторую половину XX века современной литературой. Да и как им по-другому относиться к этому периоду, если они большей частью преподают литературу XIX века, а институты окончили тридцать лет назад?
Знамя, 2011, №5
Наталия Попова
"Александр Грибоедов против Марии Ватутиной, или Нужно ли школьным учителям преподавать современную литературу"
Нужно ли учителю литературы читать книги современных авторов? Необходимо ли ему быть в курсе современной литературной ситуации? Стоит ли выносить произведения современных авторов на урок и как это лучше делать? Как в силу специфики своей работы и так с утра до ночи читающему словеснику выделить время на ознакомление с литературными новинками? — эти и подобные им многочисленные вопросы я стала задавать себе, когда столкнулась с необходимостью преподавать современный литературный процесс в Московском педагогическом государственном университете и на курсах повышения квалификации учителей в Московском институте открытого образования. За три года моего преподавания в разных возрастных аудиториях (без преувеличения могу сказать, что моим ученикам от двадцати до восьмидесяти) мне стало ясно, что существует глубокая пропасть между школой с ее каждодневными уроками литературы и жизнью литературного сообщества, состоящей из публикаций в толстых литературных журналах, перипетий премиальных процессов, клубных выступлений.
Прежде всего надо признать, что современный учитель практически незнаком с новейшей литературой. Понятие “современная литература” в его сознании прочно сцементировано с другим периодом, с 70—80-ми годами двадцатого столетия. И этому есть чисто методическое объяснение: в школьный учебник не может войти литература, не прошедшая проверку временем. Во всех школьных программах и учебниках многие годы раздел “Современная литература” включал в себя произведения авторов, писавших в последней трети прошлого столетия. Это прозаики В.П. Астафьев, Ч.Т. Айтматов, В.В. Быков, поэты А.А. Тарковский, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, И.А. Бродский, драматурги А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, В.С. Розов и др. В настоящее время в учебниках появились разделы “Современная литературная ситуация”1, “Общая характеристика переломной эпохи”2 или “Литература конца XX века”3, но до них учащиеся, как правило, не успевают дойти, благополучно завершая свое литературное образование на изучении произведений о Великой Отечественной войне.
На мой вопрос, о творчестве каких современных писателей учителя хотели бы со мной поговорить, я получила в этом году удивительные ответы. Кто-то хотел обсуждать произведения Фазиля Искандера и братьев Стругацких, кто-то считал, что надо изучать прозу Чингиза Айтматова и Валентина Распутина, а одна учительница попросила поговорить о поэзии 50—70-х годов. В тупик слушателей поставил мой вопрос: “А сколько лет сейчас может быть поэту, активно печатавшемуся в 50-е годы и продолжающему писать поныне? И можем ли мы его творчество отнести к современной поэзии?” С одной стороны, учителям было понятно, что такой поэт скорее мертв, чем жив, но с другой — они же привыкли называть вторую половину XX века современной литературой. Да и как им по-другому относиться к этому периоду, если они большей частью преподают литературу XIX века, а институты окончили тридцать лет назад?
2 комментария:
Светлана Георгиевна, спасибо за чудесные статьи. Прочитала, задумалась - как велика проблема, и столетием литературы не вылечить
Да, статьи честные и умные.
Отправить комментарий