понедельник, 23 октября 2017 г.

Мои эссе: рассказы Дениса Драгунского на уроках литературы

Рассказы Дениса Драгунского на уроках литературы. Мой опыт
Малая форма для меня технически интересна. 
Я по натуре рассказчик. 
И мне важно само повествование.
Денис Драгунский
       Какая талантливая семья Драгунских! Виктор Юзефович Драгунский - прекрасный детский писатель. Денис Викторович Драгунский - блестящий прозаик, рассказчик (для взрослых). Ксения Викторовна Драгунская - известный драматург.
        С рассказами (и другими жанрами) Дениса Драгунского познакомилась несколько лет назад. Теперь читаю почти всё (в авторском блоге и в бумажных книгах), что выходит из-под его пера. Дошло до того, что провела урок литературы в 10 классе по его рассказу, на мастер-классе для учителей тоже использовала текст этого замечательного автора. Попытаюсь проанализировать два рассказа Д.Драгунского. Пересказать их невозможно, нужно читать.
       "Окна во двор". Название рассказа вызвало ассоциации с триллером моего любимого режиссёра А. Хичкока «Окно во двор». У Драгунского оказалось всё не так страшно, но в какой-то мере триллерно. 
       В тексте 4 персонажа: рассказчик, его приятель-бизнесмен, любовница Лиза, жена приятеля. В начале романа любовнице было 19 лет, бизнесмену - 42 года. В конце истории Лизе 36 лет, любовнику почти 60. Форма композиции - рассказ в рассказе.
      Обратим внимание на сильные позиции текста. Первое предложение: «Жутко подлые бывают бабы! – вдруг сказал мой приятель, бизнесмен в области искусства: галерист и коллекционер, говоря по-старинному – маршан». Маршан - торговец (толковый словарь). Последнее предложение: «Тихо! – сказал я. – Тебе нельзя волноваться». Заголовок, вероятно, связан с квартирой, которую купил Лизе любовник: «Я ей квартиру купил, представляешь себе? Двухкомнатную, на Каретном ряду, все окна в зеленый двор. Ремонт оплатил. Мебель вместе с ней ездил покупать. Обставил, можно сказать, по своему вкусу». Важна роль лексических повторов в тексте. И Лиза, и рассказчик произносят одну и ту же фразу: «Тихо, тихо, тебе нельзя волноваться».
      Вопросов возникает множество. Как повествователь относится к бизнесмену? Видимо, иронично и насмешливо. А была ли любовь? Почему такое название? Какую роль играет жена в рассказе бизнесмена? Ответы на эти вопросы можно найти на мастер-классе для учителей.
      "Предложение". Этот текст я предлагаю старшеклассникам на уроке литературы. Это, конечно, рассказ: одно событие, совсем минимум героев, экономия всех возможных средств.
     Обнаружила все элементы сюжета (от экспозиции до развязки), кроме эпилога. Экспозиция. Приехали в гости на дачу к приятелю. Завязка. Прогулка студента и школьницы. Развитие действия. Долго идём молча. Кульминация. Давай поженимся. Падение действия. Что ты умеешь готовить? Развязка. Смеялись слишком долго и громко. Эпилог. Нет. Есть даже внесюжетные элементы: портрет Кати, пейзаж.
       Композиция простая линейная. Один день в начале сентября на даче у приятеля - вот и весь хронотоп.
        Повествование ведётся от первого лица. Думаю, что это сказ (передача устной чужой речи). В описании природы все слова в прямом значении: «Самое начало сентября, не жарко, солнечно и сухо. Веточки под ногами хрустят». Нет слов в переносном значении, потому что повествование ведётся от 1 лица, от лица совсем молодого студента, не озабоченного красотой стиля. Так создаётся форма сказа, которая имитирует чужую устную речь.
      Портрет девушки крайне скуп: «Еще моложе и красивее. В сарафане. С загорелыми ногами. С оцарапанным локтем». Драгунский использует приём парцелляции (намеренное расчленение предложения на самостоятельные фрагменты). Видимо, герой бросает мгновенные взгляды на девушку. 
       В диалоге применяется разговорная лексика: «классно, подучусь, на ровном месте, ну». Глагол речи – «говорит», потому что это сказ, то есть речь обычного героя, а не умудрённого автора. Очевидно наличие парцелляции: «Я умею варить макароны. Толстые, с дыркой. И тонкие тоже. Еще я умею варить вермишель. Также я могу сварить лапшу. У меня хорошо получаются рожки. Перья. Ушки. И ракушки». Понятно, что автор, используя все эти приёмы и средства, создаёт образы совсем молодых людей, студента и школьницы.
       Интересно было бы обнаружить три вида информации в художественном тексте. Фактуальная информация. Студент и школьница на чужой даче гуляют по лесам-лугам, девушка (как бы в шутку) делает юноше предложение. Он интересуется, умеет ли она готовить. Умеет макаронные изделия. В финале герои хохочут, но «слишком долго и громко». Подтекстовая информация. Катя хочет замуж по примеру сестры, студент не хочет жениться. Еда в браке играет очень важную роль (ирония?). Концептуальная информация. Предлагаю целый набор.1. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. 2. Не умеешь готовить - замуж не возьмут. 3. Делать предложение должен только мужчина. 4. Слово - серебро, молчание - золото. 5. Женщины готовят - мужчины едят.
     «В малой форме сказать можно больше. К тому же я люблю ясность. Практически во всех моих текстах есть какая-то фабула, какой-то занятный сюжетный ход. В них постоянно что-то происходит, в середине случаются невероятные перестановки, а к концу все меняется местами» (Денис Драгунский).

Комментариев нет: