пятница, 23 июля 2010 г.

Мы учимся в "брежневской" школе



Современное российское образование "дрейфует" от содержательного подхода к компетентностному: объем знаний начинает "проигрывать" умению школьников их использовать. Однако наша школа больше внимания уделяет все-таки знаниям. Как это складывалось исторически, в интервью РИА Новости рассказывает член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Михаил Богуславский.
- О российской школе говорят, что она близка к науке, но далека от жизни. А были в ее истории периоды, когда приоритеты были расставлены иначе?  
  - На протяжении всего 20 века то главенствующей становилась тенденция на приближение школы «к жизни и производству», то школа вновь тяготела к науке.
  Если в 1920-е годы возобладали попытки создать «трудовые школы» с комплексным преподаванием и упором на самостоятельную деятельность учащихся, то в 1930-е советское образование вернулось к «изучению основ наук» – классической классно-урочной системе с предметами и преимущественно репродуктивными формами обучения.
  В 1940-1950-е годы в советские школы, казалось, вернулся 19 век: в 1943 году в крупных городах было установлено раздельное обучение мальчиков и девочек (его отменили в 1954 «по просьбам родителей»), была введена ученическая форма (по образцу гимназической), добавлены чисто гимназические предметы: логика, психология, в некоторых школах даже латынь.
  Более того, с 1940-х годов образование частично становится платным (в 9-10 классах и вузах). Не случайно эту модель иронично называли « сталинской гимназией».
  Однако во второй половине 1950-х, с приходом к власти Хрущева, ситуация резко меняется.

- Как же так вышло, что «классическая» советская школа стала затем тяготеть к науке, отдалившись от практики?
- Советский Союз начал проигрывать в научно-техническом соревновании с капстранами, в связи с чем после отстранения Хрущева от власти была предпринята серия контрреформ, по сути, создавших современное российское образование.

Так, были пересмотрены все учебные программы средней школы для приведения их в соответствие с новейшими достижениями науки и техники. Новые программы были резко усложнены, особенно по математике и физике.
  Была модернизирована программа начальной школы — именно тогда под влиянием деятельности известного психолога и педагога Леонида Занкова начальная школа стала трехлетней, а не четырехлетней.
  Вместе с тем трудовая деятельность школьников отошла на задний план, на авансцену вновь выдвигалась учеба, вместо прежней установки на участие школьников в «коммунистическом строительстве» и общественной жизни.
  Хотя советская идеология в целом была ориентирована на социальное равенство и ликвидацию всякой сегрегации, тем не менее для поддержания приоритета в «гонке вооружений» объективно требовалась дифференциация образования. Так произошло развитие спецшкол, в первую очередь физико-математических. «Перестройка» дала старт индивидуализации образования, но в целом мы все еще учимся в «брежневской» школе.
  Педагогически в свое время эта сильная модель школы разбилась о поставленную перед ней невыполнимую, а главное ненужную задачу — хорошо научить всех всему. Все советские школьники должны были в равной степени хорошо успевать по всем предметам, тогда как в США сделали ставку на прицельную работу – с 10% наиболее одаренных школьников…

Читать интервью полностью здесь

Комментариев нет: