понедельник, 23 июля 2012 г.

Мои эссе: "Роскошная жизнь". "Этот мир не для маленьких детей"

    Раньше я пытался изменить ход событий,
теперь не вмешиваюсь в них,
теперь они происходят независимо от меня.
Д.Брэйн "Жизнь наверху"

Я оттолкнул совесть от от рычагов 
управления и передал их рассудку. 
Д.Брэйн "Путь наверх"
      Джо Лэмптон, уже глава фирмы, отправляется домой после заседания, сидит в закрытой машине перед закрытыми воротами предприятия своего тестя. Он, кажется, добился всего, о чём мечтал столько лет. Так завершается фильм режиссёра Теда Котчеффа "Роскошная жизнь" (Великобритания), ставший экранизацией романа Джона Брэйна "Жизнь наверху" (1962).
    Английский писатель Джон Брэйн (1922-1986) прославился дилогией о Джозефе Лэмптоне: "Путь наверх" (моя рецензия здесь) и "Жизнь наверху" (моя рецензия здесь). Обе книги сразу стали кинокартинами: в 1958 году появился фильм "Путь в высшее общество" ("Путь наверх") с Симоной Синьоре, в 1965 - "Роскошная жизнь". Главную роль сыграл Лоуренс Харви.
   Итак, Джо десять лет наверху, в высшем обществе Уорли. У него жена Сьюзен, двое детей, богатый и влиятельный тесть Браун, хорошая должность на предприятии.  Он самолюбивый, тщеславный, неглупый, не слишком добрый, уверенный в себе мужчина под сорок а-ля Жюльен Сорель. Конечно, сразу возникают ассоциации с Жюльеном Сорелем из "Красного и чёрного" Стендаля: характер персонажа да и сюжет первого фильма и романа почти один к одному. (Плюс "Американская трагедия" Драйзера, "Милый друг" Мопассана...). 
     Почему же герой постоянно раздражён, что за червь злобы его гложет? Выскочка - так называют его за спиной сотрудники на предприятии. Окружающие уверены (совершенно справедливо), что Джо  добился нынешнего положения через постель дочери могущественного Брауна. Тесть (Дональд Вулфит) не уважает его, для тёщи он не джентльмен. Дом принадлежит Сьюзен, машина - фирме. А что принадлежит Джо? Наверное, любовь жены и детей. Да, маленькая дочь обожает папочку, она стала любимицей отца. Сын очень замкнут, молчалив, видно, насколько у них натянутые отношения. Жену Джо не любит, хотя хранит ей верность, а вот  Сьюзен (Джин Симмонс) любит мужа, хотя изменяет ему. 
      Лэмптон  чувствует себя, как собака в клетке, он понимает, что лишён свободы и независимости. Если в первом фильме герой сам выбирал свою дорогу (в русском переводе название "Путь наверх"),  то во втором фильме нет никакого пути, вокруг болото, в котором Джозеф барахтается из последних сил. Не случайно в первых кадрах Джо наблюдает полёт вольных птиц, а в последних - он сидит в закрытой машине перед закрытыми воротами.
     Зато теперь Джо знает, что в его жизни была единственная женщина, которую он любил, - Элис. В первом фильме он предал Элис ради женитьбы на Сьюзен, и его возлюбленная трагически погибла.
    А что дальше? Скелеты в шкафу. Новая любовь, так хочет думать герой, с сильной, перспективной Норой. Разрыв с обществом людей, которых Джо ненавидит. И триумфальное возвращение...  Вроде бы...
     Заканчиваются фильм и книга очень 
по-разному.  Финал романа традиционный, даже избитый, но человечный: Джо возвращается  к детям, к жене, которую, может быть, он успеет полюбить. "Внезапно, без всяких усилий с моей стороны, я почувствовал себя счастливым, таким счастливым, как бывало в детстве. Ощущение это, конечно, скоро пройдёт, оно уже исчезает, но я знал, что оно вернётся". Финал кинокартины жёсткий, реалистичный: Джо возвращается на предприятие тестя на своих условиях. "Я стремился к положению, к положению, которое дало бы мне возможность действовать так, как мне вздумается".  Только это положение лишило героя любви, дружбы, счастья. Ах да, роскошная жизнь!

Комментариев нет: